Возвращение
И наступил мир...
По мотивам произведений Андрея Платонова
Сильная, психологическая, постапокалиптическая драма о непростых человеческих отношениях и семейных ценностях, а также о том, как вернуться к самому себе…
По мотивам произведений Андрея Платонова «Семья Иванова» и «Возвращение».
Продолжительность
1 час 50 минут
Возрастные рекомендации
16+
Сценическая площадка
Большая сцена
Премьера
14.10.2023
-
Алексей
Касатьев Роман -
Любовь
Ламинская ОльгаЛьвова Вероника -
Пашков
Елхимов АлексейКасатьев Петр -
Маша
Оболдина АнастасияТулаева Анна -
Петр
Гладких ЕвгенийКричмарь Владислав -
Настя
Баушева АлександраВельмискина Анастасия -
Софья
Конева АнтонинаОбразцова Екатерина -
Солдаты
Коннов ЮрийМакаров СергейШевердин Вячеслав -
Женщина
Наумова Татьяна
«А мы холостые негодяи, нам и торопиться некуда. Жениться, что ль, теперь?».
«У вас есть надежда, вы можете получить письмо, а я никогда».
«А нам однажды лед в столовую кусками привезли, а в нем рыбка маленькая, вмерзла бедная - я на нее смотрю, она, честное слово, глаза открывает-закрывает. Так и я, как во льду, в этой новой жизни».
«- Мама, чей он папа? - Ничей, дочка. Он один живет».
«Тут и солнце на луну похоже, оно мерзлое...».
«Он любил жареный картофель с подсолнечным маслом, лук, гречневую кашу и кисель клюквенный».
- Галина Степанова25.02.24 г. в Самарском театре юного зрителя "СамАрт" смотрели с членами Боевого братства спектакль "Возвращение".
"Жизнь человека, вернувшегося с фронта и осознавшего ценность охраняемого его тыла".
А у меня перед глазами прошла жизнь моей бабушки Хмелевской Агафьи Терентьевны. В 1945 г. ей было 40 лет, на руках 4 детей, старшей 10 лет. Работая, всех вырастила, у всех высшее образование, семьи. Она всех навещала, помогала с внуками. Я очень люблю её и горжусь.
- София Фефилова«Возвращение»
Первое впечатление, с первых секунд после входа в зал - перехватывает дыхание от масштаба сценографии. Ощущения невозможно описать, это надо видеть.
Потом, в течение всего спектакля, сознание абстрагируется от реальности - и целиком погружается в мир «возвращения». Создалась иллюзия, будто я не смотрела спектакль, а подглядывала за жизнью других людей.
Поражает глубина смыслов, заключенная в символах и метафорах. Сценические решения в некоторых эпизодах спектакля настолько неожиданны (как, например, раздавленная рукой лампочка), что изумляют и очень долго не отпускают из-за произведённого эффекта.
«Возвращение» - тонкая, психологически глубокая постановка. Спектакль необычный. Возможно, не для всех. Но тот, кто его разгадает, уйдет из театра с ярким впечатлением сопереживания.
Невыразимая благодарность СамАрту.
- Мария ЕлуферьеваКак у вас с эмоциями в ноябре? Чего больше - грусти или радости?
Совсем недавно я избегала тяжёлых переживаний. И для меня стало открытием, что чувства - это как радуга. Должны быть все оттенки - и светлые, и тёмные. А иначе замыливается восприятие.
Люблю СамАрт за то, что его разнообразие спектаклей даёт проявиться всей гамме чувств.
На "Обыкновенном чуде" можно порыдать от счастья.
А вот на "Возвращении" сопереживание другого характера. Это тоска. Злость. Жалость. Сострадание. Безысходность. Страх. Ненависть.
И словно картинки из прошлого всего Советского союза: праотцов, родни наших соседей, истории настоящих близких людей.
Рекомендую только подготовленным.
Кто не боится открыть эти чувства. Прожить их в театре, оставить с актёрами и выйти из зала в свою жизнь.
- Олеся Худящева«... Мы привыкли, что за словом "герой войны" стоит солдат. В шинели, тяжёлых сапогах, с вещмешком, с маской ужаса на лице. И лишь далёким отблеском на фоне Мужчины В Форме и Медсестры С Сумкой наперевес, вырастает сутулая, в уродливом ватнике, уставшая, заморозившая руки и сердце Женщина... Та, которая лопатой день и ночь бросает уголь в вагоны поезда. Та, что день и ночь стоит у станка. Она, что день и ночь борется за жизнь и здоровье своих детей, и ежечасно ждёт вестей от мужа с фронта. Верит, живёт этой верой.
А вокруг - огромный и разбитый мир. Режущая, тягучая, свистящая тоска по Дому и Любви. Проклятая тяжёлая лопата в опухших от работы руках таких же солдаток как и она. И лишь изредка - позволение себе надеть яркие туфли, этот цветной фонарик прошлой жизни, за которым бегут, бегут женщины, ловят его, и снова запускают в наивной и такой маленькой радости среди зимней темноты.
Низкий поклон создателям спектакля "Возвращение". Такого настроения и ракурса на войну, в Самаре, кажется, ещё не было. Зритель здесь живёт совсем иными ритмами, ритмами языка Андрея Платонова, который удивительная режиссёр Галина Зальцман передала через звуки, свет, мизансцены, такие непривычные мещанскому самарскому зрителю. Очень нужный ушат ледяной воды - непривычные декорации, в которых только узнаются знакомые очертания; режущие, воющие, но такие необходимые звуки, прекрасные женщины, изуродованные тяжёлыми и такими удивительными костюмами Марины Евдоченковой. Поразительная находка- ткани для шинелей и ватников. Это - настоящий театр, не изображающий, не фотографирующий жизнь, а искусно ее обработавший.
Как точна и тонка работа актёров. Ни одного лишнего, формального движения, взгляда. Ни одного пустого слова и вдоха. Пашков, в исполнении (сегодня) Петра Касатьева - произведение искусства, ювелирная, кропотливая и настолько точная работа, что диву даёшься - не фильм ли это, возможно ли без дублей сцена за сценой так убедительно существовать. То же хочется сказать о работе Евгения Гладких - держать градус нерва "единственного мужчины в семье", маленького, но такого взрослого.
Вообще в спектакле часто встречается конфликт " маленький - большой". Огромный тяжёлый паровоз - и тонкие крохотные женщины, тащащие его; чемодан - и влезающий в него человек, некрасиво, неправильно, неудобно, как не бывает и быть не должно; тонкий, игрушечный абажур на огромном пространстве темной сцены - символ крох уюта, собираемых Женщиной для себя и своих детей.
Писать и говорить о спектакле театра «СамАрт» можно бесконечно долго. Это работа не оставит равнодушным. Но мой искренний совет - составить самостоятельное впечатление. Ибо ни один рассказ не передаст удивительной атмосферы спектакля Галины Зальцман "Возвращение" по произведениям Андрея Платонова».
- Ирина КалягинаСегодня посмотрела премьерный спектакль САМАРТа по мотивам произведений Андрея Платонова "Возвращение".
Эмоционально, трогательно, актуально. Прекрасная игра актёров. Поздравляю театр с премьерой!!!
- Ирина ИвановаВчера с Елена Вертянкина были в Самарский театр юного зрителя «СамАрт» на премьере спектакля "Возвращение" по рассказу А.Платонова.
Театр поднял этой постановкой непростую нравственную тему: человеческую проблему перехода от войны к миру, проблему совести и ответственности.
Очень точно и глубинно показан эмоциональный износ человека после войны.
Физически главный герой Иванов возвращается после войны домой, но перестаёт ощущать любовь к жене и нежность к детям. В итоге, ощущая отчуждённость среди родных, он пытается убежать от семьи к недавнему прошлому, своему короткому роману, и садится в поезд...но всё-таки, пройдя через все обиды, собственную гордыню, непонимание своих близких и эгоизм, происходит его полноценное возвращение, происходит прозрение, происходит осознанное внутреннее решение вернуться к семье, и герой делает шаг навстречу своим детям, бегущим вслед за поездом..
Тогательно, сильно и мощно!
Очень пронзительная сцена в финале!
Хочется сказать изначально «браво» закулисному штату.
Стиль и настроение на сцене каллиграфически передали войну и её последствия.
Атмосфера послевоенного существования людей передана идеально.
Музыка, свет, декорации...настолько окунули в «ужасы происходящего тогда»...
Преобладание красного цвета на сцене - красные паровозы и танки...шинели военных в красных пятнах - всё это символизирует цвет войны, гнев и кровь...
Снег на полу при разном освещении меняет настроение, то это пушистая позёмка, то ноздреватая наледь...
Музыка подобрана просто совершенно...
Прекрасное звуковое оформление ... звук сирен...продолжительные гудки...шум колёс...стук часов...бряканье столовых ложек...всё пробирает до дрожи...
И, конечно, актёрская игра...потрясли все, от молчаливых женщин до главных героев.
Спектакль не загромождён большим текстом, очень много сказано мимикой, эмоциональной хореографией и музыкой.
Каждый актёр притягивал энергетикой именно к себе.
Спасибо всем вместе и каждому по отдельности.
Но больше всего хочется выделить роль Пашкова от Алексей Елхимов
Идеальное актёрское прочтение платоновского героя!
Для нас он просто стал главным героем.
Такая человеческая драма на лице, в каждом движении и действии
Очень сильные сцены с чемоданом...с воспоминаниями танцев с женой...про налаживание отношений с детьми главной героини...про любовь к ней...про несостоятельность будущего счастья...это было потрясающе!
Браво всему актерскому составу !!!
Поздравляю САМАРТ с одним из лучших спектаклей о войне в нашем городе.
- 166 школа18 октября ребята 10 классов посетили СамАрт и лицезрели спектакль "Возвращение", поставленный по рассказу Платонова. Атмосфера была очень накалённая и спецэффекты добавляли реалистичности. Десятиклассники полностью погрузились в военное время. Очень многих задел этот спектакль за душу и все задумались о том, как же было тяжело людям в тылу. Актеры прекрасно сыграли свои роли и вложили в них весь свой актёрский талант, что очень впечатлило публику. Приходите в СамАрт смотреть интересные спектакли!
Пресса о спектакле
-
Промо спектакля
тизер
-
СОВА
сюжет