В самарском театре юного зрителя "СамАрт" состоялась премьера спектакля "Возвращение" по мотивам произведений Андрея Платонова. Жесткий и эмоциональный разговор для всех поколений в постановке режиссера Галины Зальцман. Это ее дебют в самарском ТЮЗе.
Заглавное произведение спектакля, обретшее плоть и кровь на новой сцене театра, - это рассказ "Возвращение" Андрея Платонова, одного из самых блестящих писателей ХХ века, - история о герое, вернувшемся с Великой Отечественной войны. Четыре года бравый гвардии капитан Алексей Иванов не был дома: прошел всю войну, пока на малой родине ждали его жена и двое детей. Но в дороге встретил герой двадцатилетнюю милую Машу, вот и откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей. А жена Люба тем временем работала на кирпичном заводе, только по ночам бывала с детьми, и, когда муж вернулся, стеснялась его. Что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения… А так важно, чтобы герой вернулся не только к семье, но и к самому себе.
Радует, что новый спектакль "СамАрта" стал не очередной военной драмой или патриотическим маршем на сцене, а человеческим высказыванием, рассказом о жизни фронтовика, который вышел в путь и будет долго возвращаться к себе и к миру, ибо путь этот неоднозначен.
"Ты читай буквы, а не смотри на небо, там никого нет..." - слова героя спектакля, мальчика Петруши, обращенные к сестре, опровергает само действие. Это история о тех, кто пришел с войны, но с трудом обретает себя в мире. То есть речь как бы и про день сегодняшний. Его герой приходит с Великой Отечественной. А может, не такой уж он и герой на общем фоне. Вот и сын ему говорит: "Мы думали, у тебя вся грудь в орденах, а их только два. Маме тоже пришлось нелегко". Но отец так и не может оставить бой: "проще ведь быть солдатом", чем жить в мире. Теперь вот воюет со своими близкими", - поделалась одна из зрительниц.
Уверена, многие будут не согласны с такой позицией (но для начала нужно спектакль обязательно посмотреть). Но то, что мир не состоит из абсолютного добра и зла, очевидно. Даже паровоз на сцене меняет свое обличие в зависимости от контекста. Он то грузный труженик железной дороги, то символ победы, то превращается в заводскую печь или обшарпанный дом для рабочих. И вот чудо - в храм, да еще с намеком на европейскую готику.
Эта многообразная сценография - труд художника Семена Пастуха, который более 10 лет служил главным художником Санкт-Петербургского Малого театра оперы и балета, оформлял спектакли в Нью-Йорке, Осло, Токио, Сеуле, Тель-Авиве, Софии, Будапеште. А теперь трехкратный лауреат "Золотой маски" порадовал самарцев ярким "Возвращением", безошибочно попав в платоновский постапокалиптический взгляд на мир и пронзительную правду писателя.
Кстати
Одна из новых, но уже полюбившихся публике традиций - это лекция о драматурге, чья пьеса вот-вот предстанет на сцене. Свободных места в просторном зале не было ни до спектакля, ни на самой премьере.
Ирина Чечурина, "Российская газета"