История

ХХ век

30-е годы

 1930 год. Студеный декабрь удивил самарцев не только предновогодними морозами, но и необычной афишей. В ней сообщалось о том, что в клубе коммунальников, в Самарском краевом театре юного зрителя состоится премьера спектакля по пьесе Н. Шестакова «Аул Гидже» в постановке режиссера Б. Смирнова. Средневолжский край тогда включал в себя большую территорию, для многих жителей которой проблемы ислама, Востока были не второстепенными. Кроме того, быстро шла ликвидация неграмотности, повсеместно велось изучение русского языка. И что немаловажно для ТЮЗа того времени, пьеса не была слишком «густонаселенной», а значит, не требовала большой труппы.

В год открытия спектакль ТЮЗа посмотрели 124 тысячи зрителей. Труппа театра насчитывала 19 человек. Приглашаются новые актерские силы, режиссеры, специалисты художественно-постановочной части. Театр формирует свой оркестр.

Репертуар ТЮЗа был достаточно разнообразен. «Дубровский» А. Пушкина, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Бедность не порок» А. Островского, «Дон Кихот» М. Сервантеса. Особое внимание юного зрителя привлекла пьеса А. Бруштейн по роману Г.-Б. Стоу «Хижина дяди Тома». Сочувствие и вместе с тем осуждение безропотного негра Тома, сопереживание маленьким героям, протестующим против рабства, вызвали бурную реакцию зрительного зала. Имел успех у юных зрителей и спектакль «Том Сойер».

В 1937 году произошло важное событие в жизни ТЮЗа. Прежде он входил в систему народного образования. Это соответствовало его педагогическому назначению, но чисто профессиональные проблемы наркомпросовцев интересовали меньше. Теперь театр был переподчинен Куйбышевскому управлению по делам искусств и занял место среди профессиональных коллективов Куйбышевской области.

Кроме того, как сообщала газета «Волжская коммуна», «проведено частичное переоборудование помещения, благоустройство фойе, вешалка, касса, все стены покрашены масляной краской. В фойе установлена мягкая мебель, цветы. Всюду чисто, уютно».

Это были последние предвоенные годы нашей страны. Куйбышевский ТЮЗ провел их на подъеме, с интересными художественными руководителями - А. Кормиловым и М. Маламудом, с устоявшейся труппой. Казалось, лучшие спектакли ТЮЗа впереди - для этого были все основания. Но, как гром в ясный день, прозвучало страшное слово «война». В июне 1941 года Куйбышевский ТЮЗ перестал существовать.

40-е годы


 Война была в самом разгаре, но 27 августа 1942 года в газете «Волжская коммуна» появилось письмо группы видных куйбышевских ученых-преподавателей пединститута «ТЮЗ должен быть». Голос общественности был услышан. Исполком Куйбышевского областного совета издал постановление: открыть ТЮЗ в честь 25-летия Великого Октября.
Но, несмотря на все постановления, второе рождение театра состоялось лишь 1 июня 1943 года. Была показана премьера «На заре туманной юности». Художественным руководителем театра назначен Николай Абалкин. Военно-патриотическая направленность репертуара военных лет, естественно, определяла всю деятельность ТЮЗа. В репертуаре спектакли «Надежда Дурова» А. Лискерова и И. Кочеткова, «Финист- Ясный сокол» Н. Шестакова, «День живых» А. Бруштейн. Пришли печальные известия о том, что погибли на фронтах войны режиссер А. Масленников, артисты А. Зверев и А. Михайловский.

Конец сороковых ознаменовался приходом в театр М. Свинина, который впоследствии стал главным художником ТЮЗа и прослужил в театре более 30 лет. Труппа театра пополнилась фронтовиком Александром Викторовичем Васильевым, группой молодых актеров В. Тихоновой, Г. Гребенкиным, В. Краснопольским, З. Гумеровым, Ю. Юрьяном, В. Гавриловым, С. Боголюбовой. Молодые артисты уверенно вошли в репертуар театра, став партнерами таких мастеров сцены, как П. Студитский, К. Лепская-Клавдина, Л. Любимова, Т. Давыдова, Н. Цибин и другие.

50-е годы

 

Заметным явлением в жизни театра этих лет стали спектакли классического репертуара «Накануне» И. Тургенева, «Гроза» и «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского, «Мещане» М. Горького. К этому времени драматургия для детей художественно обогатилась. В лидеры тюзовского репертуара вышли такие известные писатели, как Лев Кассиль, Сергей Михалков, Виктор Розов. Но, пожалуй, самым репертуарным в ТЮЗе был Аркадий Гайдар, его «РВС» в разные годы ставился несколько раз. Видимо, занимательность сюжета, позволяла создателям спектаклей передать подросткам романтику и героику революционных событий.

В те же годы произошло странное событие. Театр назвал себя именем А. С. Пушкина. Но правительство ходатайство куйбышевцев оставило без внимания.

60-е годы

      

На рубеже двух десятилетий, в 1960 году, театр возглавил П. Даульсон. С его именем связано начало творчески плодотворной традиции ТЮЗа – работа с местными драматургами. Повесть журналиста Андрея Вятского «Лидка-чапаенок» стала основой спектакля «Выросли мы в пламени». Это был спектакль о самарских девчонках и мальчишках революционных лет. Пьеса самарского драматурга В. Молько «Когда в сердце тревога», родившись в Куйбышеве, была принята к постановке и в других городах СССР.  

Тема Гражданской и Великой Отечественной войн, тема героики - не только военной, но и общечеловеческой, духовной - на многие годы определили дальнейший поиск репертуара, связанного с романтикой подвига.

Новое направление в работе ТЮЗа, связанное с именами главных режиссеров Н. Генцлера и Я. Лобача, определило и новое сценическое претворение героической темы в спектаклях ТЮЗа. Теперь не выстрелы и победные бои определяли героику спектаклей, а социально-психологические истоки романтики, подвига. Театр пытается проникнуть в глубину характера своих героев, их нравственность. Ярким примером этому является постановка спектакля «Как закалялась сталь». Инсценировка С. Табачникова написана по роману и письмам Н. Островского. Она отличалась от предыдущих сценических осмыслений популярного романа попыткой предельно обнажить сложный внутренний мир героя. Роль Павки Корчагина в этом спектакле сыграл молодой артист А. Симкович.

На сцене - классика, сказки для детей и спектакли на школьную тему, которые так нравятся юным зрителям. «Вовка на планете Ялмез», «Красная шапочка», «Черный алмаз», «Лапти-самоплясы», «Серебряное копытце», «Будьте готовы, Ваше Высочество», «Дама-невидимка». И все это несмотря на долгие годы реконструкции театра, когда коллектив вынужден был выезжать на длительные гастроли, играть спектакли на сценах городских и сельских клубов.

70-е годы

В сентябре 1970 года в помещении Дворца культуры на площади имени С. Кирова стартовал сороковой сезон ТЮЗа. В этот вечер был показан спектакль «Сомбреро», поставленный по пьесе С. Михалкова.

В 1971 году театр открыл новый сезон в отремонтированном здании на ул. Самарской. Это был период творческого подъема. 70-е годы в театре связаны с именем талантливого режиссера Льва Шварца. Он промелькнул на куйбышевской сцене, как метеор. Несмотря на это оставил заметный след в ее истории. Начал с яркого спектакля «Итальянская трагедия» по роману Э.-Л. Войнич. Ярко, красочно решил он спектакль «РВС», превратив его в своеобразный мюзикл – с песнями, танцами, хором. Это было похоже на фейерверк, красиво и зрелищно. Тогда Шварц заявил, что создает «поэтический театр». Затем были «Доктор Айболит», «Московские каникулы», «Неизвестный солдат», «Я вижу солнце», «Вишневый сад». Почти все спектакли ТЮЗа того времени были музыкальными. К большинству из них музыку написал заведующий музыкальной частью театра, композитор Леонид Вохмянин.

В 1975 году директором театра стал Валерий Ерохин. Происходит и смена главного режиссера театра, им становится Тенгиз Махарадзе. Спектакль «Дерзость» Н. Погодина - его визитная карточка. В 1977 году происходит интересное событие в жизни ТЮЗа - спектаклем «Допрос» С. Родионова открывается малая сцена театра. Это была дипломная работа ленинградского режиссера Г. Егорова. Следующим спектаклем молодого режиссера стал спектакль «Принц и нищий» А. Яковлева.

Режиссер детского театра – это особая профессия, потому что он не только постановщик спектаклей, он еще и педагог. Таким был режиссер Евгений Фридман. Уже первая его работа «Донские рассказы» М. Шолохова показала, что теперь театр будет жить по-новому. «Том Сойер» М. Твена, «Четыре девушки и странный персонаж» Д. Угрюмова, В. Молько, «Винни-Пух и все, все, все» А. Милна, «На дне» М. Горького - были успехи, случались и неудачи. Режиссер Е. Фридман открыл театральной Самаре актерский талант Игоря Данюшина в спектакле «Четыре девушки и странный персонаж», а затем в трогательной истории о Шишке.

В театр приходят Юрий Земляков, Любовь Ковыршина, Юрий Долгих, Владимир Зимников, Василий Чернов.

80-е годы

 

80-е годы оказались для ТЮЗа достаточно непростыми. Почти четыре года театр вынужден был скитаться по разным сценическим площадкам города и области.

В это время театр много работает с приглашенными режиссерами. М. Карпушкин поставил спектакль «Гуманоид в небе мчится, или А все-таки она вертится» А. Хмелика и «Завтра была война» Б. Васильева, А. Золотухин – «Разбойники» Ф. Шиллера, М. Бычков - «Два клена» Е. Шварца, С. Митин - «Сказка про Петера Мунка и его сердце», А. Дрознин - «Маугли» Р. Киплинга. Спектакли, поставленные заслуженным артистом РФ А. Симковичем - «Похождения храброго Кикилы», «Конек-Горбунок», «За рекой моя деревня» - оказались долгожителями, не один сезон радуя юных зрителей. А. Болотов работает над спектаклями «Вей, ветерок» Я. Райниса, «Кошка, которая гуляла сама по себе» Р. Киплинга, «Емелино счастье» В. Новацкого и Р. Сефа, «Песнь о комдиве» В. Разумневича и В. Молько и др. 

Любимцем зрителей стал молодой артист Ю. Земляков, исполнив роль Геракла Жарикова в спектакле «Кокон» Е. Чебалина (режиссер В. Иванов).

В 1982 году главным режиссером театра становится В. Муравец. Его режиссерский дебют - спектакль «Подсвечник Чаадаева» Г. Полонского. Затем были «Король-олень» К.Гоцци, «Салют динозаврам!» Г. Мамлина, «Вечно живые» В. Розова и другие.

В театральных программках появились новые имена артистов: Т. Дымова, Г. Жукова, М. Романенко, А. Бердников, М. Шилова, Л. Илясова, А. Попов, Э. Терехов. В последствии Эдуард Терехов стал самым молодым заслуженным артистом РФ в Куйбышевском ТЮЗе.

90-е годы

 

Свой юбилейный 60-й сезон в 1990 году ТЮЗ смог открыть в реконструированном здании бывшего кинотеатра «Тимуровец». С этого года началась новая история СамАрта.

Один за другим ставятся спектакли, о которых заговорил город. Наряду с детскими сказочными представлениями, создаваемыми А. Симковичем, в репертуаре появилась «взрослая» сказка Е. Шварца «Дракон» (реж. А. Дрознин), фолк-опера «Клопус-нормалис» (реж. А. Болотов). Приход в труппу заслуженной артистки России Любови Альбицкой позволил решиться на такой смелый эксперимент, как постановка пьесы А. Копита «Папа, папа, бедный папа…», в которой глубина философского содержания сочеталась с изощренной сценической формой.

Вершинным достижением этих лет театра, безусловно, стала «Поминальная молитва» Г. Горина. С этого спектакля, поставленного в 1992 году А. Дрозниным, началось плодотворное, но, увы, недолгое сотрудничество СамАрта с выдающимся мастером сцены народным артистом СССР Н. Михеевым. Достойными партнерами Н. Михеева (Тевье) были Л. Альбицкая (Голда), Э. Терехов (Перчик), Ю. Долгих (Менахем), И. Данюшин (Лейзер), А. Симкович (Урядник).

«Поминальная молитва» с большим успехом была показана на фестивале «Театры Самары в Москве» в ноябре 1993 года. Вскоре ушел из жизни Н. Михеев. Но спектакль продолжает жить. В нем выступали такие известные мастера, как В. Стеклов (Тевье), А. Абдулов (Менахем), О. Школьник (Лейзер), О. Свиридов (Тевье).

СамАрт не сбавляет обороты. В репертуаре театра появляется спектакль «Ромео и Джульетта». И снова всплеск интереса театральной Самары. Режиссер-постановщик А. Болотов представил публике, кажется, совершенно нетрадиционных главных героев шекспировской трагедии. Но именно этот спектакль стал переломным в творческой судьбе Э. Терехова (Ромео), позволил ярко раскрыться О. Агаповой и М. Шиловой (Джульетта).

Очередным интригующий сюрпризом стал «Гамлет» в постановке англичанина А. Рамсея. Спектакль поразил многим: необычностью оформления И. Кохан (на сцене возвышалась некая полуабстрактная, открытая со всех сторон конструкция из алюминия и плексиглаза), нетрадиционностью композиции, эклектическим сочетанием исторических меток с откровенно рокерским имиджем персонажей.

Другим интересным событием было выступление артистов ТЮЗа Ю. Долгих и Ю. Землякова в спектакле «Кентерберийские рассказы» Д. Чосера в составе английской труппы.

А на сцене СамАрта ставит голландский режиссер Р. Твейнстра. Его спектакль «Биение сердца» был показан на фестивале во Фрайбурге (Германия), а позже, в 1998 году на Авиньонском фестивале во Франции.

Новые горизонты перед СамАртом открылись благодаря счастливой встрече С. Соколова с известным режиссером и театральным деятелем, народным артистом Латвии А. Шапиро. Познакомившись со спектаклями СамАрта, с его коллективом, Шапиро принял приглашение Соколова к творческому сотрудничеству.

Благодаря проекту московского архитектора, художника Ю. Харикова и режиссерской идее А. Шапиро, зал театра из обычного - с традиционными рядами зрительских кресел и сценой - превратился в современную, легко трансформируемую в соответствии с конкретным замыслом режиссера-постановщика артистическую студию. Сценическое действо в ней может происходить в любой точке пространства, а зрители всегда оказываются в самом центре событий. В России аналога такого зала не существовало.

28 апреля 1997 года случилось событие, которое заняло особое место в культурной жизни города. Первой премьерой в обновленном СамАрте стал «Бумбараш» (режиссер постановки А. Шапиро, художник Ю. Хариков). Спектакль был выдвинут на соискание Национальной премии «Золотая Маска» сразу в трех номинациях: «За лучший спектакль», «За лучшую работу режиссера», «За лучшую работу художника» и получил награду именно за сценическое оформление.

В 90-е завязывается еще одна дружба «режиссер-театр»: спектакли «Колобок, колобок…», «Чудовище синее», «Приключения Буратино в Стране дураков», «Малюнки кузнеца Вакулы, или Вечера на хуторе близ Диканьки» ставит Георгий Цхвирава.

В театр приходят артисты О. Агапова, Д. Добряков, И. Рудаков, В. Максимова, О. Метлинова, курс М. Карпушкина А. Меженный, С. Макаров, В. Львова, Т. Михайлова, композитор В. Тонковидов

XXI век

 2000-е годы

 

В начале нового века свой второй спектакль в СамАрте ставит Адольф Шапиро. «Мамаша Кураж» с Розой Хайруллиной в главной роли стала «золотомасочной». Снова спектакль Самарского ТЮЗа получил высшую театральную награду страны – за сценографию (художник – Юрий Хариков).

Впервые театр ставит пьесу Евгения Гришковца: над постановкой «Записки русского путешественника» работает народный артист РФ Владимир Стеклов.

В новом десятилетии продолжает сотрудничество с СамАртом Александр Кузин. За этот период он выпускает семь спектаклей: «Женщина в подарок», «На дне», «Очень простая история», «Василий Теркин», «Здесь живут люди», «Ревизор» и постановку для детей «Счастливый Ганс».

Новое имя в режиссерском корпусе, ставящем в Самарском ТЮЗе, – Анатолий Праудин. За последние годы этого десятилетия он работает здесь над спектаклями «Таланты и поклонники» А. Островского, «Фальшивый купон» Л. Толстого в инсценировке Н. Скороход, «Привет, Рэй!» и «Чайка» А. Чехова.

В новом десятилетии в репертуаре Самарского ТЮЗа появляются два так называемых «фестивальных» спектакля. «Palimpseston, или Одно вращение спектакля вокруг своей оси» Константина Богомолова и «Счастливый Ганс» Александра Кузина побывали более чем на двух десятках российских и международных фестивалей. За все это время СамАрт побывал на гастролях в Берлине, дважды в Корее и Японии, Эстонии, Хорватии, Украине, Иране, Болгарии, Австрии и Франции.

Масштабный спектакль-мюзикл СамАрта «Вино из одуванчиков» (режиссер – Михаил Кисляров) едет на Национальный фестиваль музыкальных спектаклей «Музыкальное сердце театра», где получает премию за лучшую пьесу.

Совместно с драматургом Михаилом Бартеневым СамАрт успешно реализует проект, посвященный известному режиссеру, актеру Рэю Нусселяйну и детскому театру в целом. В рамках проекта было выпущено три спектакля для детей: «Счастливый Ганс» (пьеса М. Бартенева), «Жил-был Геракл» (пьеса – его же, режиссер – эстонец Ааре Тойкка) и «Привет, Рэй!» (на материале спектаклей Нусселяйна).

С 2006 года СамАрт проводит творческую лабораторию «Молодая режиссура. Спектакль для маленьких». Каждый год в Самарский ТЮЗ съезжаются студенты и недавние выпускники театральных вузов страны и создают на базе СамАрта мини-спектакли для детей, а критики и театроведы оценивают их работу и по возможности дают путевку в профессиональную театральную жизнь. Так в репертуар СамАрта вошли постановки выпускников лаборатории Юрия Алесина и Евгения Зимина («Азбука Льва Толстого», Полины Стружковой («Красная шапочка»), Дмитрия Исаичева («Про самого длинного червяка»), Веры Поповой («Птица Феникс возвращается домой»).

За это десятилетие театр провел шесть Всероссийских фестивалей театров для детей и молодежи «Золотая репка».

10-е годы XXI века

В новом десятилетии СамАрт вновь принимает участие в Национальном фестивале «Золотая Маска». В этот раз на высшую театральную награду страны номинируется спектакль Анатолия Праудина «Фальшивый купон». Его же постановка «Привет, Рэй!» составляет афишу фестивалей Дании, Екатеринбурга, Нового Уренгоя, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Пермского края. Спектакль по рассказам Л. Улицкой «Девочки» (режиссер – Ольга Агапова) СамАрт играет на фестивале во Франции, а «Азбуку Льва Толстого» и «Palimpseston» - на международных театральных форумах «Kijimuna Festa» и «Ricca Ricca Festa» в Японии. Два года подряд СамАрт принимает участие в программе «Золотой Маски» «Детский weekend» - в столице самартовцы играют спектакли «Счастливый Ганс» и «Сторожевая собачка».

В 2011 году свой 80-летний юбилей отмечает заслуженный артист РФ, актер СамАрта Алексей Симкович: к этой знаменательной дате театр выпускает премьеру – спектакль «Последняя любовь».

В этом десятилетии СамАрт показал обновленную версию своего знакового спектакля «Мамаша Кураж» - на этот раз с Ольгой Агаповой в заглавной роли.

В рамках 160-летия Самарской области Самарский ТЮЗ провел театральный фестиваль «160 персонажей», в афише которого – лучшие спектакли профессиональных и самодеятельных театров Губернии.

Журнал «Forbs» включил СамАрт в список «10 провинциальных театров, которые непременно надо посетить». «СамАрт» - не просто любимец самарцев, но и гордость городских властей. Несколько лет назад его полностью реконструировали, не пожалев бюджетных денег – и в красно-белое здание даже вписали «Социальное жилье» для актеров», - пишет Forbs.

В 2012 и 2013 годах театр получает городскую премию зрительских симпатий «Браво!» в номинации «Любимый театр города». С постановкой А. Кузина «Жизнь артиста» СамАрт принял участие в федеральном проекте «Россия на бис»: Радио России записало радиоверсию спектакля и транслировало на всю страну.

В 2015 году актер Павел Маркелов становится художественным руководителем театра, он же ставит в СамАрте два спектакля – «Ромео и Джульетта», «Храбрый заяц». Анатолий Праудин создает на базе Самарского театра свою режиссерскую мастерскую: курсы постановщиков оканчивают актеры О. Агапова, Д. Добряков, П. Маркелов, позже – А. Елхимов и Т. Наумова. Мастерская Праудина выпускает в разные годы экспериментальные работы «Дети солнца», «Маленькие трагедии», «Одиссея».

Главное событие десятилетия: в 2019 году спектаклем «Горе от ума» А. Кузина Самарский ТЮЗ открывает Новую сцену. Зрительный зал вмещает 388 телескопических кресел для зрителей, сценическое действие может происходить в любой точке пространства. Сразу же на Новой сцене театр играет премьеры «Иванов» по А. Чехову (режиссер Анатолий Праудин) и «Трехгрошовая опера» по Б. Брехту (режиссер Доминик Бюттнер).

В 10-е годы ХХ века успешно работает режиссерско-хореографический дуэт Татьяна Наумова - Павел Самохвалов. В театре идут 10 поставленных ими спектаклей. Их «Маугли» был признан лучшим спектаклем сезона на «Самарской театральной музе-2018», побывал в Севастополе и в Японии.

За 10 лет спектакли разных жанров и направлений в СамАрте также ставили режиссеры Эрик де Саррия, Борис Гранатов, Владимир Богатырев, Евгений Зимин, Нина Чусова, Александра Мамкаева и Евгения Никитина, Евгения Беркович, Екатерина Гороховская, Даниил Безносов, Артем Устинов, Ирина Кондрашова.

20-е годы XXI века

 

В пандемию коронавируса, когда зрители и актеры находились на самоизоляции, СамАрт транслировал в интернете архивные спектакли. А первой премьерой нового сезона стала «Женитьба Бальзаминова» Нины Чусовой. Театр переносит на Новую сцену свои ведущие постановки, каждое лето играет на набирающем популярность ВолгаФесте, а также принимает участие в федеральном проекте «Большие гастроли» (поездки в Уфу и Новосибирск).

В 2023 году художественным руководителем СамАрта становится Денис Хуснияров. В это же время Михаил Бартенев запускает проект «Эскиз-театр»: в экспериментальном пространстве фойе актеры играют эскизы спектаклей, придуманные на лаборатории молодой режиссуры.

Спектакль «Обыкновенное чудо» (режиссер – Дмитрий Белов, художник-постановщик Юрий Хариков) получает награду за лучшую сценографию на фестивале и Национальной премии «Музыкальное сердце театра».