14 октября в Самарском театре юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера спектакля Галины Зальцман «Возвращение» по мотивам текстов Андрея Платонова.
Премьерное «Возвращение» основано на одноимённом рассказе и нереализованном киносценарии «Семья Иванова». Напомним, опубликованное в 1946 году «Возвращение» — один из самых известных текстов Платонова, сыгравший трагическую роль в его судьбе: за изданием первой редакции этого рассказа (под названием «Семья Иванова») последовали нападки на писателя в печати, после которых Платонов до конца жизни оказался лишён возможности публиковать собственные сочинения. Главный герой «Возвращения» Алексей Иванов едет с Великой Отечественной войны домой, где его ждут жена и дети, однако, случайно встретив двадцатилетнюю девушку Машу, откладывает час встречи с семьёй. Когда же она случается, Иванов не чувствует радости, ощущая, что для него закрыта дорога не только к близким, но и к самому себе. «Спектакль СамАрта — это не военная драма, а рассказ о жизни человека, который вышел в путь и будет долго возвращаться», — подчёркивает театр в пресс-релизе премьеры.
Режиссёр Галина Зальцман, для которой «Возвращение» станет дебютной работой в «СамАрте», рассказывает: «Меня восхищает язык Платонова, такой вязкий, похожий на корни, сложно построенный. У него есть человек, который существует в безумном, яростном мире, но при этом Платонов — автор не бытовой, он такой русский Маркес. Андрей Платонов нравится театральным режиссёрам, потому что он — из фантастического реализма. Его человек всегда обнажён, он не может себя сам осознать и не понимает, как ему самому с собой быть.
Платонов сначала написал киносценарий, который никогда не был поставлен, — он разработал сюжет «Возвращения», но немного с другого края. Там он рассказывает, как жила жена героя с 1941 по 1945 годы. И я совместила два этих произведения — «Семья Ивановых» и «Возвращение». У нас возникает более объёмная форма, и мы понимаем, как входят друг в друга два пласта — Алексей, который возвращается, и его жена, которая его ждёт».
Художник спектакля Семён Пастух стремится передать в сценографии платоновский «постапокалиптичный взгляд на мир». О своём отношении к автору он говорит так: «С юности я знаю Андрея Платонова, обожаю его, мне кажется, он один из самых крупных российских писателей. Он очень правдив, несмотря на то, что язык его очень сложный. Но там такая пронзительная правда. И даже про нас сегодняшних».
Также над премьерой работают художник по костюмам Марина Евдоченкова, хореограф Павел Самохвалов, художник по свету Тарас Михалевский и композитор Василий Тонковидов.
Журнал Театр, 12 октября