Максим Горький и «чумные этюды»
Первый шаг будущей Мастерской Анатолия Праудина – курс на базе театра «СамАрт», разрабатывающий «холерные этюды» для спектакля по М. Горькому «Дети солнца». Выпускниками той режиссерской лаборатории были актеры СамАрта Ольга Агапова, Павел Маркелов, Дмитрий Добряков, Оксана Штанина, а также Оксана Карташова.
«Пришедшие на показ в малый зал СамАрта увидели поначалу совершенно непонятное нагромождение контейнеров, коробов, ящиков и бытовых предметов. Но именно таким образом санкт-петербургский сценограф и авторский коллектив начинающих режиссеров представили среду обитания персонажей горьковской пьесы. Все это явило некий театр абсурда, в котором тем не менее достаточно четко, с завидной глубиной и искренностью раскрылись характеры всех этих так не похожих друг на друга людей, повязанных целым клубком противоречивых взаимоотношений…» (Валерий Иванов, «Самарские известия»).
В 2013 году студенты Анатолия Праудина показали в малом зале СамАрта дипломные спектакли: Ольга Агапова – «Полустанок» А. Щербака, Дмитрий Добряков – «Глаза кенгуру» Т. Рахмановой, Павел Маркелов – «Пустынный путь» Ю. Урюпинского. Они же были не только исполнителями, но и режиссерами поставленных Праудиным спектаклей «Фальшивый купон», «Гамлет», «Чайка».
«Пушкинский курс»
Затем состоялся новый набор Мастерской с идеей параллельного репертуара малой сцены в формате Дискуссионного клуба. Зрители обсуждали режиссерские работы по «Маленьким трагедиям», работа над которыми, к слову, продолжалась на Х Международной театральной школе СТД РФ.
Руководителями курса, в который вошли актеры СамАрта Алексей Елхимов и Татьяна Наумова, были Анатолий Праудин и сценограф, лауреат Госпремии РФ Алексей Порай-Кошиц.
Предметом курсового спектакля «Маленькие трагедии» стал путь погружения в авторский текст и сближения с ним. Артисты СамАрта смело говорили о личных ассоциациях, личном опыте и переживаниях на темы, звучащие в пьесах пушкинского цикла «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери».
«Начинающие в режиссерской профессии люди предъявили очень сильное, и, не побоюсь это слова, смелое высказывание… Стилистические спектакль – продолжение нескольких работ Анатолия Праудина, всерьез озабоченного антропологической катастрофой. Дума, что он тоже не очень знает, как ее победить. Я внимательно наблюдаю за его работами с екатеринбургских времен – он нацелен на поиски выхода художественными средствами. Душа первична, не цифра…» (Виктор Долонько, «Свежая газета. Культура»).
Одиссея
В 2017-м стартовал экспедиционный проект «Одиссея» с пересечением Северной Атлантики и премьерой в 2020-м году в малом зале театра.
Часть постановочной группы – художественный руководитель постановки Анатолий Праудин, режиссер и актер Алексей Елхимов для подготовки «Одиссеи» уходили в месячное плавание к берегам Гренландии в составе экипажа парусно-моторного судна. В свободное от несения вахты на корабле время они изучали среду, психологию, поведение героя в сложных условиях возвращения домой. Таким образом, во время плавания создавались этюды, наблюдения, набирался фактический материал для создания спектакля.
Сочинение базируется не только на мотивах классической поэмы Гомера, но и на личных впечатлениях, физических ощущениях и живых спонтанных событиях участников проекта в его экспедиционно-этюдной части.
Художник спектакля – петербуржец Игорь Каневский, музыкальное оформление – лидер группы «Контора Кука» Владимир Елизаров (он же исполнитель всех музыкальных партий в «Одиссее»).
Стажеры
Следующим учебным проектом стала Стажерская группа при театре, по итогам которой в труппу принимали новых актеров, прошедших отбор. А после года разработки прозы Лермонтова мы сделали внутренний показ по повести «Герой нашего времени». Дальше в концепции добавились регулярные актерские тренинги, а группа решила придерживаться проверенного чеховского материала.
Магистры
Параллельно два года шла работа с первым магистерским режиссерским курсом Анатолия Праудина в Самарском государственном институте культуры. Студенты СГИК изучали «Три сестры» А. Чехова. Учебный спектакль показали в июне 2022-го в СамАрте, впервые используя пространство фойе.
«Студенты курса театральной педагогики и режиссуры (мастер курса – Анатолий Праудин, педагог – Алексей Елхимов) два года работали с Чеховым. Работали основательно и глубоко, не только погружаясь в его тексты, в его мышление, в его эпоху, но и «вытаскивая» Антона Павловича в нынешнее время, пытаясь осознать его не бронзовым памятником и не рядом томов на книжной полке, а реально живым и понятным человеком, с которым можно разговаривать не только о вечном, но и насущном, о нашем «здесь и сейчас» (Татьяна Журчева, «Свежая газета. Культура»).
Снова Чехов
Студийная работа по повести А. Чехова «Моя жизнь». Полтора года актеры СамАрта делали этюды, работали с пространством, фактурой. Для создания спектакля были приглашены художник и помощник по драматургии. Премьера спектакля в пространстве фойе Новой сцены состоялась в апреле 2023 года.
Алексей Елхимов, куратор, ассистент режиссера Мастерской Анатолия Праудина в СамАрте:
«В экспериментальном пространстве СамАрта на данный момент идут два проекта: блиц-формат Эскиз-театра, разрабатываемый нами с Михаилом Бартеневым (3-5 дней репетиций и выход на эскиз) и прямо противоположный - наш с Анатолием Аркадьевичем - кропотливая работа, анализ, этюды, пробы, тренинг и только после - постановка и показ. Это и есть Мастерская Анатолия Праудина в СамАрте сегодня».
ДЕЙСТВУЮЩИЙ РЕПЕРТУАР
Спектакль «Моя жизнь»