В 2006 году руководители проекта - драматург, арт-директор фестиваля «Золотая репка» Михаил Бартенев (Москва) и театральный критик, продюсер Олег Лоевский (Екатеринбург) - заявили: «Мы хотим, чтобы наша лаборатория стала базовой экспериментальной площадкой для молодых режиссеров, решивших попробовать себя в таком непростом театральном жанре, как спектакль для детей. Мы рассчитываем, что в последующие годы на фестивале будут представлены полноценные спектакли, поставленные сегодняшними участниками семинара. А в семинар придут новые молодые режиссеры с новыми идеями».
Лаборатория молодой режиссуры проводится СамАртом каждый год, в зависимости от темы и идеи, режиссеры берутся за сценический материал как для детей, так и подростков. 2006 г.
Первая лаборатория прошла в рамках VII Всероссийского фестиваля театров для детей «Золотая репка». Участникам предлагалось выбрать небольшое стихотворение, позволяющее сделать по нему короткий рассказ. За три дня работы с актерами режиссер должен был приготовить по стихотворению два микро-спектакля: один – для взрослого зрителя, другой – для ребенка. Участники – Антон Безъязыков и Галина Бызгу.2008 г.
Творческая лаборатория для молодых театральных режиссеров заняла особое место и в программе VIII «Золотой репки». Участниками второй лаборатории стали режиссеры, художники и драматурги. Заданием лаборатории стало создание спектакля для детей на материале сказки А. Афанасьева «Курочка Ряба».Организация работы лаборатории в 2008 году претерпела изменения, и группы, работающие над эскизами спектаклей, были вывезены на базу на берег Волги, где три дня и проходил собственно лабораторный процесс.
В первую группу вошли: режиссер Евгений Зимин (г. Санкт-Петербург), драматург Анна Богачева (г. Екатеринбург), артисты Алла Кривова, Роман Сидоренко, Владимир Мухтаров, Оксана Кушляева. Вторую группу составили режиссер Дмитрий Егоров (г. Санкт-Петербург), сценограф Фемистокл Атмадзас (г. Санкт-Петербург), артисты Мария Феофанова, Альмира Парпибоева, Вадим Вишневский и Бари Салимов. Третья группа: режиссер Юрий Алесин (г. Москва), драматург Нина Беленицкая (г. Москва), артисты Сергей Новиков, Олег Сенченко, Татьяна Наумова, Ольга Нюненкова.
В репертуар театра «Курочка Ряба» не вошла, но режиссерам Юрию Алесину и Евгению Зимину было предложено на следующей лаборатории сделать эскизы по рассказам Льва Толстого.
2009 г.
Молодым режиссерам был предложен список пьес (порядка 30 названий), как из классического репертуара, так и современных. В результате участники лаборатории – Полина Стружкова и Дмитрий Исаичев выбрали пьесы современного немецкого драматурга Ульриха Хуба «У ковчега в восемь» и современного российского драматурга Анны Богачевой «Про самого длинного червяка». Юрий Алесин и Евгений Зимин приступили к работе над будущим спектаклем с артистами СамАрта: режиссер представили несколько этюдов по детским рассказам из Азбуки Льва Толстого. В рамках лаборатории прошел семинар ведущего сотрудника Пушкинского дома, театрального критика Анны Некрыловой «Детский театр и фольклор: проблемы адаптации».В октябре 2009 года в театре «СамАрт» прошла премьера спектакля «Азбука Льва Толстого».
В июне 2010 года состоялись премьеры спектаклей «Про самого длинного червяка» (режиссер Дмитрий Исаичев) и «Красная шапочка» (Полина Стружкова).
2010 г.
Участниками лаборатории-2010 стали студенты РАТИ (ГИТИС) – трое молодых режиссеров – Ольга Лапина, Никита Кобелев (мастерская О. Кудряшева) и Андрей Шляпин (мастерская Е. Каменьковича и Д. Крымова). В организации пространства постановок режиссерам помогал студент факультета сценографии Егор Федоричев. На лаборатории были заявлены версии сказки Туве Янссон «Хемуль, который любил тишину», притчи Тонино Гуэрра «Лев с седой бородой» и сказки из цикла Евгения Клюева, названой режиссером «СссТТТрРРааАШшШННнЫй СОН».2011 г.
Тема лаборатории-2011 - сказка. Студенты самарского режиссерского курса Анатолия Праудина – артисты СамАрта Павел Маркелов, Дмитрий Добряков, Ольга Агапова, Оксана Штанина и помощник режиссера Оксана Карташова – работают над фольклором разных стран, режиссеры из Москвы Кирилл Вытоптов и Вера Попова - над авторскими сказками.Из эскизов, показанных на лаборатории - «Репка» (режиссеры Дмитрий Добряков и Ольга Агапова), «Пузырь, соломинка и лапоть» (режиссер Оксана Штанина), «Лягушка из Киото и Лягушка из Осака» (режиссер Павел Маркелов), «Холодное сердце» (режиссер Оксана Карташова), «Макарова месть» (режиссер Кирилл Вытоптов), «Птица Феникс возвращается» (режиссер Вера Попова), работа Веры Поповой вошла в репертуар театра. Премьера по пьесе Ярославы Пулинович «Птица Феникс возвращается домой» состоялась в феврале 2012 года.
2012 г.
В рамках X фестиваля театров для детей «Золотая репка» лаборатория молодой режиссуры проходила на базе Самарской академии культуры и искусств. Участниками лаборатории стали студенты выпускного режиссерского курса СПбГАТИ (мастерская Анатолия Праудина) Алексей Рассоховатский, Вадим Гусев, Евгения Никитина и Александра Мамкаева, а также студентка РАТИ (ГИТИС) (режиссура музыкального театра, курс Александра Бармака) Оксана Рыбалка.Программа лаборатории:
П. Бекеш «Мудрый исправитель недостатков». Эскиз А. Рассоховатского
Л. Чарская «Дочь сказки». Эскиз В. Гусева
Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик». Эскиз Е. Никитиной
Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками». Эскиз А. Мамкаевой
К. Драгунская «Денискины рассказы». Эскиз О. Рыбалка
Также в рамках лаборатории прошла презентация новой пьесы современного голландского драматурга Пера Виттенболса «Сторожевая собачка». Над спектаклем-презентацией работала студентка Школы-студии МХАТ (курс К. Серебренникова) Евгения Беркович. Премьера спектакля состоялась 30 мая 2014 года.
2013 г.
Предметом изучения лаборатории все эти годы был спектакль для детей от 5 до 9 лет. В 2013-м году театр попробовал немного изменить курс, и в качестве темы семинара заявил «школьную пьесу». Этот термин был широко распространен в советское время и подразумевал драматургию о советских подростках, их школьной жизни. В рамках лаборатории организаторы и участники пытаются найти в потоке современной талантливой молодёжной драматургии то, что можно объединить под общим названием «школьная пьеса».На 7-й лаборатории молодые режиссеры представили 4 эскиза:
«Тарантул, Мастер Каллиграфии» - над пьесой Анны Батуриной работал режиссер Алексей Логачев
«Учитель химии» - пьесу-рассказ Ярославы Пулинович поставила режиссер Юлия Беляева
«С тобой все кончено навсегда» - комедию Марка Равенхилла поставил режиссер Олег Степанов
«Четырнадцать плюс» - над своей пьесой работали Алексей Забегин и Владимир Антипов
В работе лаборатории приняли участие драматург Михаил Бартенев (Москва), театральные критики Владимир Спешков (Челябинск) и Алексей Гончаренко (Москва).
2014 г.
В рамках XI фестиваля «Золотая репка» прошла VIII театральная лаборатория «Молодая режиссура». За четыре дня молодые режиссеры с артистами СамАрта и студентами СГАКИ создали эскизы четырех спектаклей. Тема лаборатории 2014 года – классика.Программа лаборатории:
А. Чехов «Палата №6». Эскиз Аркадия Королевского
Е. Замятин «Пещера». Эскиз Рикардо Марин
Г. Ибсен «Пер Гюнт». Эскиз Артема Устинова
А. Чехов «Дядя Ваня». Эскиз Алессандры Джунтини
2015 г.
Предметом изучения девятой лаборатории вновь стали спектакли для маленьких и для подростков. Режиссеры из Москвы Иван Пачин и Светлана Медведева взяли для работы современные тексты: пьесу Юлии Поспеловой о войне глазами животных «Бах-бах-бах» и сказку американской писательницы Кейт Ди Камилло «Приключения мышонка Десперо». Петербургский режиссер Антон Гриценко поставил с артистами СамАрта пьесу о подростках Светланы Баженовой «В душе хороший человек». Главный режиссер Саратовского ТЮЗа Алексей Логачев работал над сказкой Карло Гоцци «Ворон».2016 г.
Тема X лаборатории – «Классный театр» или «Театр у школьной доски». Предмет изучения - подростки и молодые люди в классической литературе.Участники – режиссеры-студенты СПбГАТИ, курс В.Фильштинского.
А. Пушкин «Гробовщик» - реж. Михаил Лебедев
А. Чехов «Володя» - реж. Ярослав Рахманин
М. Салтыков-Щедрин «Миша и Ваня» - реж. Андрей Гончаров
И. Бунин «Холодная осень» – реж. Николай Русский
Организаторы предложили режиссерам поставить спектакли на материале русской классики, поэтому основной аудиторией стали старшеклассники, подростки 12-17 лет.
В задачи режиссеров-постановщиков вошла не просто постановка эскиза по классической литературе, которая входит в школьную программу или которую изучают факультативно, но и адаптация эскиза для показа в школьном классе.
На лаборатории работала фокус-группа, после каждого спектакля проводилось «детское» и «взрослое» обсуждение. Зрители-ученики школ пытались отвечать на вопросы модераторов – о чем этот спектакль, какие темы в нем затрагиваются, внятно ли показана история, понятны ли театральные метафоры, что лучше – прочитать произведение или увидеть его в форме спектакля, где лучше было бы посмотреть спектакль – в классе или в театре.
На круглом столе театральные критики Владимир Спешков, Кристина Матвиенко и Ксения Аитова подвели итоги Х лаборатории и вместе с аудиторией (режиссерами, артистами, журналистами, театральной администрацией и представителями Министерства образования области) попытались порассуждать о взаимоотношениях «театр-школа» и определить возможные пути «похода» театра к ученикам.
2017 г.
В одиннадцатой театральной лаборатории впервые приняли участие организаторы и режиссеры, представляющие европейский театр. Были приглашены режиссеры, которые думают на языке первоисточника, приближают к авторам, дают возможность в процессе работы прикоснуться к современным европейским тенденциям и настроениям в театре. Зрители увидели работы молодых режиссёров из Германии и Швейцарии – Катарины Кромме, Мюриэль Имбах и Доминика Бюттнера. Катарина Кромме и Мюриэль Имбах работали над своими пьесами – «Ильнур Альбатрос» и «Почему мы на Земле?», немецкий режиссер Доминик Бюттнер с перкуссинистом Мариану Калдарару сочиняли спектакль по пьесе Брехта «Трехгрошовая опера».Идея спектакля Ибмах основана на импровизации. Ее эскиз – набор приемов взаимодействия с детьми на выбранную тему. Катарина Кромме за 40 минут на сцене успела отметить фабулу своей пьесы, проявить характеры персонажей. Доминик Бюттнер взял за основу эстетику dark cabaret и вывел ее в формат мюзикла.
В рамках лаборатории швейцарский режиссер и актёр Петер Риндеркнехт провел лекцию и открытый мастер-класс для молодых режиссеров, артистов, студентов и преподавателей СГИК.
2018 г.
Лаборатория молодой режиссуры в 2018 году стала основной частью ХIII Всероссийского фестиваля-лаборатории театров для детей и молодежи «Золотая репка». Четверо режиссёров за четыре дня создавали экспресс-спектакли по современным пьесам. Участники лаборатории-2018 – выпускники двух театральных вузов Москвы и Санкт-Петербурга – РИТИ (ГИТИС) и РГИСИ (СПбГАТИ). Ученицы Сергея Женовача Надя Кубайлат и Яна Селезнева работали над пьесами «Четвертый богатырь» Р. Белецкого и «Девятый выпуск» Е. Исаевой. Выпускники мастерской Вениамина Фильшинского Ярослав Рахманин и Петр Чижов поставили на лаборатории пьесы «Про того, который ходил страху учиться» М. Бартенева и «Папа уходит. Мама врет. Бабушка умирает» Фабьен Ивер.2022 г.
В лаборатории-2022 приняли участие режиссеры Денис Хуснияров, Артем Терехин, Артем Галушин, Владимир Данай. Темой лаборатории была выбрана современная драматургия о подростках. Впервые показы лаборатории прошли в новом здании театра «СамАрт». Эскизы «Мама, я блогер» по пьесе А. Стрижевской (реж. А. Галушин) и «Гроза» А. Островского (пьеса была взята в работу В. Данаем в виде исключения) прошли на Новой сцене, а «Мама, мне оторвало руку» М. Конторович (реж. Д. Хуснияров) и «За белым кроликом» М. Огневой (реж. А. Терехин) – в экспериментальном пространстве театрального фойе.Эскизы обсуждали министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш, критики, эксперты фестиваля «Золотая Маска» Владимир Спешков (Челябинск), Татьяна Тихоновец (Пермь), Евгения Тропп (Санкт-Петербург), а также студенты-театроведы РГИСИ. Эскизы в постановке Дениса Хусниярова и Артема Терехина вошли в репертуар созданного Михаилом Бартеневым Эскиз-театра.
2023 г., февраль
На этот раз режиссеры берут в работу пьесы современных российских авторов, адресованные зрителю от 9 лет. Актеры и постановщики, в разные годы окончившие режиссерский курс Анатолия Праудина, - Дмитрий Добряков, Татьяна Наумова и Алексей Елхимов на экспериментальной сцене СамАрта подготовили эскизы по пьесам Даны Сидерос «Чёрный апельсин», Марты Райцес «Я-КУЛАК. Я-А-Н-Н-А», Керен Климовски «Мой папа Питер Пэн». Ученица Праудина, актриса и режиссер из Магнитогорска Александра Кохан в рамках лаборатории ставит блиц-спектакль «Полина ищет па» по пьесе Екатерины Тимофеевой. Сложные отношения подростков и взрослых, размышления о дружбе, любви, одиночестве, времени, когда тебе кажется, что тебя никто не слышит, столкновение сказки и реальности, поиск себя - темы, которые особо волнуют человека, когда ему 9-12 лет. Темы лаборатории актуальные и вневременные, а участие зрителей и актеров в обсуждении после каждого спектакля – обязательное.2023 г., октябрь
В лаборатории-2023 приняли участие режиссеры из Санкт-Петербурга Арсений Бехтерев (выпускник мастерской Андрея Могучего в РГИСИ) и Арина Гулимова (выпускница РГИСИ, курс Григория Козлова), постановщик из Москвы Евгений Закиров (выпускник ГИТИСа, курс С. Женовача). Тема XV лаборатории – современные пьесы о подростках. Арсений Бехтерев работал над текстом Андрея Иванова «Это всё она», одной из самых популярных сегодня подростковых пьес. Евгений Закиров выбрал для лаборатории «Между Олей и Настей» Александры Жановой – историю взросления, поиска смысла жить, работы с психологическими травмами. Арина Гулимова поставила «Ноябрьский зов» Марии Малухиной: она отправляет в туристический поход 14-летних подростков вместе со взрослыми, чтобы найти пути к пониманию и начать общаться друг с другом. Все три пьесы, написанные молодыми драматургами, так или иначе затрагивают животрепещущие вопросы отцов и детей, одиночества и непонимания.Эскизы обсудили критики и эксперты Михаил Бартенев (Москва), Олег Лоевский (Екатеринбург), Алексей Гончаренко (Москва), Ксения Аитова (Самара), Татьяна Цветкова (Санкт-Петербург).
Спектакли, которые в разные годы вошли в репертуар театра:
«Азбука Льва Толстого» (Юрий Алесин, Евгений Зимин)
«Красная шапочка» (Полина Стружкова)
«Про самого длинного червяка» (Дмитрий Исаичев)
«Птица Феникс возвращается домой» (Вера Попова)
«Девочка со спичками» (Александра Мамкаева)
«Гуттаперчевый мальчик» (Евгения Никитина)
«Сторожевая собака» (Женя Беркович)
«Пер Гюнт» (Артем Устинов)
«Трехгрошовая опера» (Доминик Бюттнер)