ПРЕМЬЕРА. Буря
Последняя сказка
Мистика и реальность, чувственность и злоба, шекспировский «смех и плач» - всё это «Буря» в СамАрте.
Пьеса была написана более чем 400 лет назад, но сейчас актуальна как никогда. Коварство, вероломство, опьянение властью, предательство и раскаяние, любовь и прощение – вечные темы, которые заинтересовали постановщиков.
«Что такое свет в «Буре», в прощальной пьесе Шекспира? «Буря» - это пьеса о прощении. То понимание прощения, которое заключено в Евангелии, - это и есть главный путь к спасению человечества, главный путь к надежде. Это и есть свет» (Алексей Бартошевич, театровед, исследователь творчества Шекспира).
Продолжительность
2 часа 20 мин. с антрактом
Возрастные рекомендации
16+
Сценическая площадка
Большая сцена
Премьера
13.09.2024
-
Просперо, законный герцог Миланский
Касатьев Петр -
Миранда, дочь Просперо
Вельмискина Анастасия -
Миранда, дочь Просперо / Ариэль, дух воздуха
Бурич Ирина -
Ариэль, дух воздуха
Ламинская Ольга -
Калибан, раб Просперо / Адриан, придворный
Кричмарь ВладиславТимофеев Ярослав -
Алонзо, король Неаполитанский
Гладких Евгений -
Себастьян, его брат
Маркелов Павел -
Антонио, брат Просперо
Елхимов Алексей -
Фердинанд, сын короля Неаполитанского
Набиуллин Ренат -
Гонзало, советник короля
Меженный Алексей -
Тринкуло, шут
Львова Вероника -
Стефано, дворецкий
Касатьев РоманМакаров Сергей -
Боцман
Коннов Юрий -
Духи
Кричмарь АнжеликаПавлюк ВалерияПаздерина Полина
«Дивный корабль, наверняка с каким-то
Созданьем благородным на борту,
Разбит в щепу. Их крик пронзил мне сердце!
Они погибли, бедные!».
«Родит подчас и добрая утроба
Худых детей».
«...как мы спаслись,
Спасается один из миллиона.
Так сопоставьте мудро, государь,
Несчастье наше с нашею удачей».
«Совесть - не мозоль.
Разуться не заставит. Я не знаю,
Где она, совесть; что за божество
Такое. Стой меж мною и престолом
Хоть двадцать совестей, я всех бы их
Засахарил и с кашей съел».
«Среди забав бывают и такие,
Где терпишь боль и труд; но оттого
Они лишь слаще. Можно, не унизясь,
И через унижение пройти».
«Могучий рок,
Владычествующий в подлунном мире,
Вечно несытым волнам повелел
Вас изрыгнуть на этот дикий остров,
Где нет людей - ибо среди людей
Вы недостойны жить. Ввергаю вас
В безумие!».
«Вы трое свергли Просперо с престола
И на погибель обрекли его
С малюткой дочкой. И теперь примите
Отсроченную кару».
«Пусть обида в сердце
Не зажила, но пересилю гнев -
Так будет необычней и разумней.
Прощенье благороднее, чем месть».
- Елена Селезнева
Спектакль понравился очень! Параллельные линии раскрывают, мне кажется, основные темы пьесы: прощение, милосердие к врагам. Будем честными — простить по настоящему редко получается. Для этого нужны какие-то условия. В бесполезности воспитания личностей с врождённым или приобретенным отсутствием эмпатии нас убеждает огромное количество рецидивирующих жестоких преступлений.
Идея постановки, игра, музыка, свет, костюмы - все классно! Представить себе другую постановку " Бури" после этого спектакля просто не могу - Дарья Мурр
Под впечатлением, несколько часов просмотра, а ощущение что прочитала захватывающий роман. Сюжет завораживает с самого начала. Идеально подобрана музыка. Сцена бури великолепна! Больше всего понравилось начало второго акта, хотелось встать и пуститься в пляс) Главная героиня играла божественно, передала женскую страсть на все 100 процентов. Спасибо актерам, режиссеру и всем остальным работникам театра. Очень очень впечатлил спектакль. Если хотите уйти из театра с хорошим настроением, рекомендую к просмотру именно этот спектакль!
- Виола Нарумова
Яркое открытие театрального сезона. С премьерой, СамАрт, с премьерой, зрители! Спасибо коллективу театра за интересную работу.
Думаю, чтобы наиболее полно оценить, как интерпретировал шекспировскую пьесу режиссёр Мурат Абулкатинов и его команда, нужно до спектакля прочесть текст "Бури".
Единство времени, места и действия трагикомедии Шекспира СамАрт подкрепляет единством пространства сцены и зрительного зала. Вот он, песок острова, в метре от ног зрителей, что смотрят на пещеру изгнанного герцога-мага, сидя на "склоне". А вот справа и слева от зрителей вдалеке (по галереям) бредут и переговариваются потерпевшие кораблекрушение.
Одна из тем "Бури" - роль искусства.
Мы видим его в спектакле как единое информационное вневременное поле. Режиссёру удалось органично вплести в ткань спектакля тексты мастеров начала семнадцатого, начала девятнадцатого и начала двадцатого веков.
Когда на сцене появились актёры, меня удивили костюмы Просперо и Миранды. Имитация распахнутой генеральской шинели на Просперо и тужурка на Миранде, носящей одежду с отцовского плеча. Но по ходу действия такое решение художника по костюмам Софьи Шныревой находит объяснение. Аллюзия прекрасна! Интертекстуальные связи в постановке были не только вербальные, но и визуальные. И кокошники на дУхах.
Калибан показался мне излишне раскрашенным.
Всс костюмы созданы на основе одежды XХ века. А вот костюм Ариэля из иных эпох.
Ариэль, дух воздуха, лёгкий и нежный. Пластика и эмоции актрисы Ирины Бурич. Скупость движений, выправка. Напульсники-наручи, вызывающие ассоциации с оковами. Доспех с заклёпками, наплечники вместо крылышек. Неудивительно, что Ариэль в этом спектакле не летает, хоть несвободный дух и сохранил все свои способности. При Просперо-стратеге Ариэль - войско.
Сценография. Вход в пещеру Просперо больше напоминает гигантскую трубу (труба - это что-то засасывающее и исторгающее). Или это тоннель? Периодически одна сторона его входа становится тёмной (черной), а другая - светлой (белой) - так падает свет. Хотелось бы узнать мнение других зрителей об этом, разгадать замысел.
Спектакль состоялся и подарил долгие размышления.
Нужно вернуться к нему снова.
Традиционно - программка на память. - Елена Сахнова
Были на премьере «Буря» вчера, спектакль замечательный! Музыка, костюмы, хореография- все очень понравилось! Шекспир в современном прочтении, на мой взгляд, у «СамАрта» получился. Спасибо!
- Андрей Большаков
«БУРЯ» в стакане воды
(Премьера сезона).
Мечтали вы когда-нибудь оказаться совершенно в чужом и не знакомом сновидении? Где вообще ничего не понятно. Вне зависимости от вашего ответа Самарский театр юного зрителя «СамАрт» представил премьеру сезона - спектакль «Буря». Работа получилась довольно сложной и многослойной. Спектакль то становится на рельсы тягучих размышлений, то и вовсе сбрасывает публику в состояние непроизвольной медитации. Украшает историю - Любовь, она приходит в жизнь персонажей совсем внезапно.
ТРУБА - всему «голова».
Напомню, что «Буря» — это классическая шекспировская история о том, как праведный гнев и жгучая жажда мести могут (в этом и есть вся соль и прелесть сказки) уступить место целительному прощению... Если уж очень повезёт - взаимной любви. Нас сразу же встречает брутальный срез огромной бетонной трубы (которая смещена от геометрического центра декораций, вправо).
На/в этом инженерном коллекторе часто держится фокус зрительского внимания. Люди словно крысы вбегают/выбегают из него, ещё чаще пропадают в нём, растворяясь в облаке из тумана.
Спектакль, где форма подачи и антураж серьёзно превалирует над содержанием. Хотя сам шекспировский текст звучит в устах персонажей довольно подробно и точно. Однако, монотонность произнесения ввергает в состояние затяжного транса. Я даже засек время, что только через один час и семь минут действие ускорилось и даже заиграло пикантными красками.
ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Начало складываться впечатление, что режиссёрское мышление не интересует сам факт, а интересно зрителю происходящее на сцене или нет. Действие в паре моментов откровенно проседало.
Дочка Просперо никогда не видела мужчин. Но произошло чудо и встреча с незнакомцем-оборванцем. Его слепая стихия выбросила на берег. Всего такого жилистого и обнажённого сына короля. С удивлением ощупав/ощутив его, она тут же влюбилась в парня без памяти.
Британский фарс, шутовство водевиля, яркая трагикомедия - и вся эта роскошь смешения жанров литературного источника вылилась в часто тиражируемую антиутопию, как язык современного искусства.
Декорации, не скажу что их лаконичность, а скорее их подчёркнутая функциональность всё больше и дольше вызывают изумление. Они чётко поделены на зоны. Вот вам высушенное дерево, вот бревно и зелёная лампа, а вот поле, где трава колосится. А вот слева и справа от зрительного зала сценки, а вот мы забрались под самый вверх, под крышу.
ТЕОРИЯ
Есть такое занятное предположение в театральном мире, что именно «Буря» подсказала легендарному Евгению Шварцу сюжетную основу его замечательного «Обыкновенного чуда» (премьера которого тоже не так давно была в СамАрте).
Суть шварцевского сюжета: волшебник живет с женой в «глухих» карпатских горах, и в своих целях устраивает непогоду, чтобы заманить королевский кортеж к себе домой. В шекспировском оригинале также существует довольно странный волшебник. Который живет на отдаленном и очень далёком острове с дочерью. Более того, специально устраивает громкую бурю, чтобы заманить к себе на остров королевскую компанию. В обеих историях ловушка сработала.
ПРОЩЕНИЕ
Лейтмотив этих пьес вертится вокруг сложной темы прощения. Разница в том, что в «Чуде» есть любимые народные хиты, исполняемые на русском языке, а вот в «Буре» музыкальная палитра состоит из фрагментов, которые не западают в душу и их не запоминаешь. Скорее узнаешь, ах... Да, да, да. Припоминаю, слышал. Там и там, тогда-то.
Есть такая теория, что очень трудным детям в школьном классе с самого начала нужно постараться дать понять, что они умные. Тогда они будут тянуться за этим образом, созданным педагогом. Только так можно завоевать у современных детей уважение и авторитет. Вот и в новой «Буре» публике сразу дают понять, что каждый зритель - очень умный. А лично я тянулся за полётом режиссёрской мысли на протяжении двух с половиной часов, как мог. Как сумел.
РЕЗЮМЕ
Ценность спектакля, что он поставлен прежде всего для нежной аудитории театра юного зрителя. Где с каждым зрителем ведут сложный и доверительный разговор. С современными детьми вообще мало кто подробно и обстоятельно разговаривает из вечно занятых взрослых. Именно театр становится тем местом, где можно и нужно подумать, задать самому себе неудобные вопросы. А нашёл ли я своё истинное место в жизни? В чем мой талант?
И лучше об этом думать в юности, (благодаря - в том числе - дерзкому спектаклю), а не когда уже начинаешь считать, а сколько лет осталось до выхода на пенсию. - Светлана Тысячнова
Многие меня закидают камнями, но мне не понравилось, тяжёлая постановка, в каком-то напряжении, Шекспир-Булгаков-Пушкин, вообще не понятно зачем... Ещё раз прошу прощения)