Шапиро Адольф
Лауреат Государственной премии РФ, Народный артист Латвии
Окончил Харьковский театральный институт в 1962 г. и продолжил обучение в творческой лаборатории М. Кнебель. С 1962 по 1992 гг. возглавлял Рижский ТЮЗ, где поставил спектакли «Иванов» А. Чехова, «Город на заре» А. Арбузова, «Лес» А. Островского, «Золотой конь» Я. Райниса, «Пер Гюнт» Г. Ибсена, «Принц Гомбургский» Г. Клейста, «Страх и отчаяние Третьей империи» Б. Брехта, «Демократия» И. Бродского и др.
В Москве ставил в театрах: МХАТ имени А. П. Чехова, Театр имени Евг.Вахтангова, Театр п/р О. Табакова), «Et Cetera», РАМТ, Малый театр, Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; в Сантк-Петербурге - БДТ им. Г. А. Товстоногова, ТЮЗ им. А.А. Брянцева, в Таллине ставил «Вишневый сад», «Три сестры» А. Чехова, «Живой труп» Л. Толстого, «Отцы и дети» И. Тургенева; в Венесуэле - «Ревизора» Н. Гоголя, в Никарагуа - «Вишневый сад», в США - «Три сестры». Вел мастер-классы в США, Германии, Венесуэле, Польше и др. В Риме на европейском фестивале «Театр на экране» получил Гран-при и Золотую медаль за фильм «Изобретение вальса» по В. Набокову.
Автор книг «Антр-Акт» и ;«Как закрывался занавес» (премия журнала «Дружба народов»).
В 1990 был избран Всемирным Президентом Международной Ассоциации театров для детей и молодежи (АССИТЕЖ), с 1994 г. является Президентом Российского Центра АССИТЕЖ.
Адольфом Шапиро написана инсценировка романа И. Тургенева «Отцы и дети». «Хрестоматийную историю об отцах и детях Шапиро превратил в медленную, исполненную нежности и печали историю жизни нескольких поколений людей…Юность и старость, яркая вспышка молодой мужской воли, служение идее и все размывающая, преображающая сила жизни, пронизывающая своими токами все сущее - именно этот «чеховский» мотив жизни, текущей помимо наших представлений о ней, услышал Шапиро в романе Тургенева» (Алена Карась, Российская газета).
В театре «СамАрт» поставил спектакли «Бумбараш» Е.Митько, В.Дашкевича, Ю.Михайлова, «Мамаша Кураж» Б.Брехта, являлся руководителем художественной программы театра.
«Я никогда не скрывал своего отношения к СамАрту, мне по душе его труппа, ее готовность к «смене кожи», желание попробовать себя в разных жанрах и на разной публике» (из интервью газете «Самарское обозрение»).