Живая музыка и красный комиссар: Александр Кузин поставил в Самаре знаменитую «Поминальную молитву»

На сцене театр «СамАрт» вновь поставили спектакль «Поминальная молитва». Впервые самарские зрители увидели эту пьесу в далеком 1992 году. А премьера обновленной постановки прошла 28 сентября 2023. Режиссером выступил Народный артист РФ Александр Кузин. Рассказываем, что увидят зрители в новой постановке.

 «Самарская труппа мне как родная»

Действие спектакля происходит в бедном местечке Анатовке в начале XX века, когда в России усилились антисемитские настроения и еврейские погромы. Бедный молочник, любитель цитат из Торы Тевье пытается устроить судьбу своих пяти дочерей с помощью удачного замужества. Но девушки делают собственный выбор, а родительская любовь заставляет принять его, как бы трудно не было отцу видеть крушение своих надежд.

Александр Кузин после премьеры признался, что изначальная задумка была довольно прозаической – поставить к юбилею Ольги Агаповой пьесу, которая выгодно бы ее показала. Но Лауреат премии им. К.С. Станиславского не умеет ничего делать в полсилы и его двенадцатый спектакль в Самаре обещает стать горячо любимым у публики.

- Причина в том, что и пьеса Горина как никогда актуальна, и труппа самарская мне как родная. По нескольку лет их не вижу, а приезжаю и как будто вчера расстались. Мы настолько родные уже, что был бы у меня театр, кажется, они бы уже давно ко мне переехали.

 Театральные легенды

Режиссер рассказал, что, когда он в 1998 году впервые приехал в Самару, на сцене СамАрта уже не было «Поминальной молитвы» с известным на весь Союз Михеевым в главной роли, того самого спектакля, на который валом шел зритель, который блестяще принимали в Москве, где выходил играть Александр Абдулов и который был буквально окутан театральными легендами.

- Хорошо, что я его не видел, наверное, это как-то мешало бы мне реализовать собственный замысел.

 Все смешалось в доме молочника Тевье

Александр Кузин говорит, что уходит в классику, как в эмиграцию, с нежной грустью и тонким удовольствием. Но, тем не менее, в его новой работе есть момент, который ставит в тупик зрителей. Посреди пьесы, действие которой разворачивается в самом начале ХХ века, вдруг на сцене появляется девушка – красный комиссар.

- Я считаю, что еврейский писатель и драматург Шолом-Алейхем, который умер еще до Первой мировой войны, как все великие люди, обладал неким даром предвидения и создавая образ девушки-предводительницы еврейских погромов уже видел перед собой будущих героев революции.

«Неважно, что играть, главное играть хорошо»

А вот Игорь Рудаков, исполнитель главной роли, дара предвидения у себя пока не обнаружил. Ни 30 лет назад, когда в первой постановке он играл молодого портняжку Мотла, ни даже в начале репетиций месяц назад, он еще не чувствовал себя стариком Тевье.

- Мой взгляд изменился в самом конце премьерного показа: я так устал, что сейчас очень хорошо понимаю Тевье. А в начале работы над спектаклем я был юн и свеж. У меня и бороды-то не было, - признался актер. - Нет, я никогда не мечтал сыграть эту роль. Я вообще считаю, что для актера не важно, что играть, важно как. Если ты правильно сыграл то, что хотел режиссер, если тебя услышал зритель — это главное! Это твоя победа!

 С живой музыкой эффектнее

Николай Морозов, композитор родом из Самары, написавший музыку к спектаклю, говорит, что, если музыка есть и она хороша – ее просто не замечают. А вот если спектакль будет идти в тишине – это сразу начнет нервировать зал.

- У нас на сцене играет небольшой еврейский оркестр, а живая музыка всегда делает спектакль классом выше. Кроме того, коллектив несет и драматическую задумку режиссера: музыкантов в течении спектакля становится меньше - это символ тех гонений, через которые прошли евреи в то время.

 

СПРАВКА КП

Автор Григорий Горин написал пьесу по мотивам цикла рассказов «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема и сумел идеально сохранить замысел и слог писателя, идею книги и ее уникальную атмосферу.

Впервые в СамАрте «Поминальную молитву» поставили в 1992 году через три года после первого выхода спектакля в театре «Ленком». В столице же спектакль поставлен Марком Захаровым в 1989 году.

Елена ШИШКИНА, «Комсомольская правда»