В «Эскиз-театре» (один из самых интересных проектов театра, о котором уже писала «Свежая газета. Культура») показали эскиз, возникший в совместной работе драматурга Алексея Житковского и режиссера Татьяны Наумовой в соавторстве с учениками лицея «Спутник» (проект «Театр в классе»). Называется эта работа Blackbox («Черная коробка»), и посвящена она детским страхам.
В основе – реальные истории, рассказанные четырьмя девочками-подростками и собранные в единый текст драматургом.
Девочки, направляемые вопросами, рассказывали о своих страхах, которые связаны были с какими-то впечатлениями о давних и недавних событиях. Черная коробка – вместилище страхов, и героини вытаскивают оттуда один за другим, освобождая коробку от разных предметов, а свое сознание от разных фобий.
Татьяна Наумова умеет работать с минимальным предметным рядом, в аскетически пустом пространстве, где все внимание сосредоточено на актерах, а световые эффекты и неназойливая видеопроекция служат только для того, чтобы расставить деликатные, ненавязчивые акценты.
Имея документальную основу, спектакль, конечно, далек от вербатима – вмешательство драматурга в текст и сюжет достаточно заметно. Однако, несомненно, радует, как тонко и изящно добились режиссер и актеры Анжелика Валова, Анастасия Оболдина, Юрий Коннов эффекта остранения. Они не перевоплощались в детей, что было бы нелепо, а говорили от их имени, читая с листа свои реплики и монологи. Особенно подчеркнуто остранение тем, что одну из девочек, Машу, играет отнюдь не девочка, не травести, а высокий молодой мужчина, который не пытается менять ни тембр голоса, ни пластику. Но при этом, отсмеявшись после первой реплики «Я – Маша», зрители вполне принимают именно такую Машу и сочувствуют ей. Актер не играет Машу, а, как это делают дети, становится Машей «понарошку». Так же, впрочем, как и актрисы.
В финале коробка опустела, ее закрыли, избавившись от детских страхов. А жизнь продолжается. Недаром в какой-то момент воспоминания девочек сменяются их проектами своей будущей, взрослой жизни.
Татьяна Журчева, «Свежая газета. Культура», № 6 (272), апрель 2024