«Здесь русский дух...»

«Здесь русский дух…»

Новый спектакль рассчитан на зрителей от 6 до 106 лет

В основе нового спектакля Самарского театра юного зрителя «СамАрт» «Свет-Луна» - русская народная сказка. В 2012 году одноименный спектакль привозил на Х Всероссийский фестиваль лабораторию «Золотая репка» Сахалинский международный театральный центр имени Чехова. Он запомнился особой праздничной атмосферой, юмором и оригинальной режиссурой Даниила Безносова - выпускника Российской академии театрального искусства.

Самарская версия

К русской народной сказке «Свет-Луна» экс-руководитель Сахалинского театрального центра, а в настоящее время главный режиссер находящегося в городе Советске Калининградской области «Тильзит-театра» Даниил Безносов до Самары обращался несколько раз. Но ее нынешняя сценическая версия не повторяет предыдущие. Нехитрый сказочный сюжет, во многом перекликающийся с «Царевной-лягушкой», в самартовском спектакле расцвечен подлинными фольклорными мелодиями, записанными специалистом по аутентичному белгородскому фольклору Егором Демидовым - музыкальным руководителем постановки. Автор костюмов - главный художник Краснодарского молодежного театра Настя Васильева.

С первых минут зрители погружаются в легкую, «шутейную» атмосферу действия. В нем то и дело возникают неожиданные повороты, а актеры, помимо своих основных персонажей, могут тут же предстать в каких угодно образах – то появляющихся и исчезающих по волшебному мановению заводных «сказочников» и буквально заходящихся в пении и танце «пчелочек», то изображая заполненный диковинными существами «волшебный лес», в котором плутает отправившийся на поиски суженой незадачливый Иван-богатырь.

Как и полагается в сказочном спектакле, в «Свет-Луне» не обходится без козней отрицательных персонажей и идет борьба добра со злом. Но это не нарушает общего мажорного тона действия, в котором немало тонкого юмора и иронии. Весь спектакль - непрерывный калейдоскоп розыгрышей, шутовства и дурачеств. Так, сидящие на лавке и судачащие друг с другом девицы-сказительницы вдруг начинают кудахтать, как куры, а одна из них на минутку превращается в колодезный «журавль». Деревянные луки со стрелами неожиданно оборачиваются в руках трех братьев музыкальными инструментами - виолончелью, скрипкой и дудочкой, на которых каждый из них наигрывает залихватский напев.

Играем и поем

Создается впечатление, что происходящее на сцене сплошная сиюминутная актерская импровизация. На самом деле все игровые «экспромты» спектакля хорошо подготовлены. Они придуманы и скрупулезно выверены, а затем тщательно отрепетированы.

В спектакле постоянно звучит музыка, задавая действию упругий темпоритм, а актеры не только произносят свои реплики, но и много поют. Сегодня живое, не искаженное чрезмерной подзвучкой пение в музыкальных, тем более претендующих на жанр мюзикла спектаклях драматических театров услышишь нечасто. Спектакли «СамАрта» - редкое исключение, и «Свет-Луна» - еще одно свидетельство этого. Труппу СамАрта можно смело назвать поющей, в чем заслуга опытнейшего хормейстера Натальи Герасимовой, много лет работающей с актерами театра. В «Свет-Луне» им удалось не только добиться стройного ансамблевого а-капельного и в сопровождении ансамбля народных инструментов исполнения, но и передать своеобразие интонирования фольклорных мелодий.

Национальный колорит

«Русский дух» - в неброском стилизованном оформлении сценического пространства с «намеком» на деревянные избы, с деревянным же срубом колодца, из которого черпают настоящую воду и в который Иван бросает снятое с руки жены колечко, обрекая себя на тяжелые испытания ради обретения утраченного счастья. Он и в наборе сценических атрибутов, среди которых деревянные лавки, кованый сундук, прялка и плетеные корзины, в колоритных костюмах – нарядных женских сарафанах и простецких мужских рубахах. И наконец в повадке персонажей и их говоре, в котором и афоризм «Какова стрела, какова судьба, такова и жена» уместен, и фраза «Пущайте по каленой стреле, на чей двор упадет – оттуль и невесту брать» не режет слух.

Актерский драйв

Мне довелось увидеть один из двух составов занятых в «Свет­ Луне» исполнителей. Актеры разных поколений играют в спектакле с полной отдачей и настоящим драйвом, наделяя своих сказочных персонажей живыми, индивидуальными характерами. Царь-Отец Дмитрия Добрякова напоминает скорее простого мужика, который мается с тремя своими непослушными чадами. Старший из них у Алексея Меженного - парень себе на уме, средний у Алексея Елхимова - веселый и хитроватый. Младший - Иван, хотя и богатырь, у Алексея Кондрашева внешне явно уступает в дородстве двум старшим братьям. Преодолевая череду испытаний, он постепенно мужает, по-прежнему оставаясь простым и наивным.

В центре интриги - Свет-Луна - заколдованная Злым духом суженая Ивана-богатыря, которая поначалу предстает в облике древней старушки. Этот Свет­Луна-День в исполнении Людмилы Гавриловой – удивительно теплый и добрый персонаж, который, оставаясь наедине с Иваном, превращается в девицу­красу - Свет-Луну-Ночь. Этого персонажа молодая актриса Марина Щетинина рисует обаятельной и верной подругой Ивана-богатыря. Да и весь спектакль получился о стойкости духа и верности долгу.

 

Валерий Иванов, «Самарские известия»