«СамАрт» - не только «театр детской скорби»
Новый спектакль «Денискины рассказы» порадовал зрителей всех возрастов
Репертуар самарского театра юного зрителя «СамАрта», заслужившего репутацию одного из самых прогрессивных драматических театров страны, давно вышел за рамки некогда традиционной для детских театров «тюзатины».
Такой разный «детский» театр
В «СамАрте» ставят серьезные спектакли, интересные для зрителей любого возраста, не стремясь заигрывать с детской аудиторией. Здесь приняли и созданную известным режиссером Анатолием Праудиным и вызвавшую в свое время острую полемику концепцию «театра детской скорби» - аналитического театра для детей. В ее основе - представление детям на сцене реальной жизни со всеми ее проблемами и драматическими коллизиями. В русле этой концепции - такие поставленные в последнее время в «СамАрте» детские спектакли, как «Девочка со спичками», «Сторожевая собачка» и «Анна Франк».
Последняя премьера «СамАрта» по ставшему советской классикой циклу детского писателя Виктора Драгунского «Денискины рассказы» - иного рода. Ее можно отнести к спектаклям «детской радости», о которых, вообще говоря, тоже не стоит забывать. Ведь главное - не в преднамеренном настрое авторов и постановщиков на печаль или на радость, а в их таланте и способности проникнуть в тайники детской психологии и детского восприятия окружающего мира, в чем-то, может быть, и наивного, но и достаточно серьезного, в чем порой не отдают себе отчета взрослые дяди и тети.
С любовью к детворе
Пониманием детской психологии не был обделен замечательный писатель Виктор Драгунский. Не обделены им и автор инсценировки «Денискиных рассказов», знакомый самарцам по поставленным в «СамАрте» «Азбуке Льва Толстого» и «Работе над ошибками» режиссер Евгений Зимин, и все те, кто вместе с ним принимал участие в создании спектакля «Денискины рассказы». Это художник Вера Курицына, композитор Василий Тонковидов и, конечно же, молодые актеры «СамАрта», азартно, увлеченно, а порой и бесшабашно играющие в спектакле и детские, и мужские роли.
Спектакль камерный, он идет в малом зале, в котором зрители – на сей раз почти исключительно нежного возраста - находятся в одном пространстве с актерами. Это обстоятельство явилось одним из ключевых в режиссерском решении спектакля, в котором соседство актеров и зрителей перерастает в партнерство и соучастие в том, что происходит по ходу действия.
Все - как в жизни
На сцене – интерьер обычной квартиры: стол, стулья, лампа с абажуром, кровать, шкаф со стоящим на нем глобусом, лестница-стремянка. Каждый из этих предметов сценического антуража становится главным в той или иной конкретной сюжетной ситуации. Действие развивается в бодром, порой стремительном темпе, без ненужных пауз на «чистые перемены» оформления. Сюжеты отдельных рассказов – историй, которые всплывают в памяти Дениски - условно главного персонажа (на самом деле в этом спектакле все – и детские, и взрослые персонажи на равных) оказываются сплетенными в единый сюжетный клубок и моментально перетекают одна в другую. Это, казалось бы, самые обычные семейные истории: как пошли с папой в театр, как противно есть манную кашу, как неловко выкручиваться из ситуаций, в которые тебя ставят взрослые, задавая нелепые вопросы типа «Денис, как тебя зовут» или – в присутствии родителей - «Кого ты больше любишь, папу или маму».
На волне воспоминаний
Каждый взрослый зритель на этом спектакле непременно вспомнит нечто похожее из своего детства или из своих «общений» с детьми. И кому-то из них непременно станет неловко за подменяющую учительницу литературы географичку, толкующую об атмосферных явлениях, которые якобы имел в виду Пушкин в поэме «Полтава»: «тиха украинская ночь…»
Ну а для сидящих в зале ребятишек все это сплошной кайф – совсем так, как в их жизни. Поэтому они так эмоционально следят за происходящим на сцене, охотно подыгрывают актерам, отвечают на обращенные к ним реплики и даже «перевоплощаются» по просьбе актеров во взрослых.
В рассказах Виктора Драгунского и в одноименном спектакле много поучительного, преподнесенного легко, без сухой назидательности. Так, ребятам становится очевидным, что все тайное, в конце концов, становится явным и что как ни представляйся перед старым учителем-пенсионером таинственным Фантомасом, «грозные» послания от его имени все-таки лучше писать без грамматических ошибок.
Искренность и самоотдача
В спектакле много придумок, в числе которых светящийся экран с появляющимися на нем детскими рисунками и с теми же «посланиями Фантомаса», гость, у которого вместо головы чемодан, которым манипулирует, стоя на стремянке, один из персонажей.
Одно из замечательных достоинств спектакля - исключительная искренность и самоотдача всех занятых в нем актеров. Я видел спектакль с участием Сергея Дильдина, Алексея Кондрашева, Ольги Ламинской, Татьяны Наумовой, Алексея Елхимова и Марины Щетининой. Именно в такой - алфавитной последовательности актеры перечислены в программке без указания исполняемых ими ролей: мол, возможны любые перестановки.
«Денискины рассказы» - на редкость добрый, легкий, изящный, пронизанный юмором и любовью к детям спектакль-розыгрыш – в традициях незабвенного патриарха детского театра Зиновия Корогодского. Это не случайно: Евгений Зимин – ученик выдающегося мастера. В спектакле, абсолютно адаптированном к нашим дням, - аромат далеких 1950-х годов, когда Николай Драгунский писал свои детские истории. И не у одного взрослого зрителя что-то дрогнет внутри, когда на вопрос «Почему ты скачешь?» мальчишка отвечает: «Я скачу, что ты мой папа».
Валерий ИВАНОВ, «Самарские известия»
№161 (6829) от 29.10.14