Воскресение

Позавчера посмотрела в САМАРТе спектакль нового худрука театра Дениса Хусниярова. Ну, во-первых, наконец-то у этого театрального долгостроя появился молодой, талантливый, реально существующий художественный руководитель. Во-вторых, это режиссёр, который (надеюсь!) освоит огромную сцену этого театра. Потому что не каждый режиссёр способен поставить не просто "спектакль большой формы". А, в случае с САМАРТом нужно бы ввести новую категорию: "спектакль огромной формы". Ну и режиссерски надо уметь мыслить в таких категориях.

Спектакль «Воскресение» поставлен по пьесе Алексея Житковского, написанной по роману Толстого. Пьеса отличная. Действенная, без толстовского морализаторства, остроумная, сатирически злая. Спектакль пока не наигрался, не задышал, его жизнь только начинается. Он идёт три часа. И он, конечно, очень «сложносочиненный». Это взгляд сегодняшних людей, прежде всего драматург и режиссёра, на роман Толстого, на его героев. И это в нем самое важное. В нем два Нехлюдова. Один - тот, с кем происходит все сегодня и сейчас (его играет Пётр Касатьев), а другой - человек, переживший все испытания, его играет Алексей Меженный. Первый Нехлюдов в конце сломлен и терпит поражение. А второй - как бы наблюдавший за первым все время сценического действия, комментировавший, проживавший с ним все, как в памяти, так вот второй – кажется, способен к возрождению. Потому что он к финалу что-то начинает понимать про жизнь, про людей, заключенных в тюрьмы, и он как бы объединяет себя с ними. Здесь и Катюши Масловой - две. Одна юная девушка (Александра Баушева), другая та, кем она стала (Вероника Львова). И вторая Маслова - здесь не проститутка, и не пьяная девка. Хотя есть и эта сцена, когда пьяная, она гонит от себя Нехлюдова. Голос выдаёт в ней женщину гордую и не до конца сдавшуюся. В финале возрождается именно она, попав в круг «политических». В спектакле 26 героев. Много ролей совсем крошечных, но просто блестяще сыгранных артистами театра.
И это своего рода путешествие Нехлюдова по русской жизни, какой она была, и какой продолжает оставаться и до сих пор. Суд, в котором у каждого своя роль, тюрьма, народная жизнь, крестьяне, которые никак не поймут: то ли барин чудит, отдавая им землю, то ли обмануть хочет… Собственно, народ и сейчас не понимает, то ли его спасают, то ли ... Элита, которая как жила, не ведая, что там внизу, так и продолжает жить, пытаясь «спастись» для вечной жизни. Хотя проповеди медиума и круг спасающихся больше напоминают секту сатанистов. В общем, очень интересно разбираться в этом спектакле. Надеюсь, театральная Самара оценит его.

Татьяна Тихоновец, 30 сентября 2024 Не только PROТтеатр