«Ты не один, даже когда один»

«Поставьте спектакль для 12-летних детей! И лучше несколько, просят, да что там требуют от театра учителя. Театр всегда отвечает: «Не пою я по указке». Но разобраться, что же такое современная драматургия для детей 12+, все же решил. Для этого и были нужны всегда СамАрту лаборатории молодой режиссуры. 4-5 дней в экспериментальном пространстве режиссеры с актерами «химичат», пробуют на вкус новые пьесы, непривычный театральный язык, сочиняют послание своему юному зрителю.

Для лаборатории-2023 были выбраны четыре разного достоинства пьесы. Афишу составили «Я - КУЛАК. Я А-Н-Н-А» Марты Райцес, «Мой папа - Питер Пэн» Керен Климовски, «Полина ищет па» Екатерины Тимофеевой и «Черный апельсин» Даны Сидерос. В двух текстах фигурируют летающие из окна персонажи (старушки, дед, папа), в двух - девочки, убегающие из дома. Формально - две пьесы об одиночестве подростков (в обеих главная героиня - 12-летняя девчонка, живущая с мамой и бабушкой), еще две – про выбор, который так нелегко сделать. Но эскизы, показанные в СамАрте, заставили расширить круг тем и начать говорить о том, что поверх современной драматургии.

 

В аквариуме с Джеком Лондоном

«Я - КУЛАК, Я A-H-H-A» - история о глухой девочке Анне и ее внутренним голосе (два равноправных персонажа, исполняемые актрисами Анастасией Вельмискиной и Ксенией Макаровой). История не столько об инклюзии, хотя на обсуждении эскиза юные зрители подмечали, как это странно - сидеть в зрительном зале и видеть мир таким, как его видят глухие люди, сколько об инаковости, непохожести всех людей, неумении понять другого. Сценический рисунок у режиссера Татьяны Наумовой и художника Марины Евдоченковой вышел завораживающим, трепетным и красивым (как большинство работ этой команды). В тексте пьесы важен цвет (в описании действующих лиц делается акцент на том, что у учительницы помада цвета пожарной машины, у проводницы - цвета чайной заварки; Анне кажется, что ее смех цвета зеленых яблок; соседка все время смотрит черно-белое кино). В эскизе не используется многоцветье: костюмы - пастельных тонов и черные, реквизит - из крафта. Девочка говорит, что ее любимые цвета - все яркие, но мир вокруг нее совсем не ярок. Мир Анны - мир без друзей. У нее есть мама, которая, выяснив, что глухота не лечится, мечтает еще об одном ребенке, бабушка, молящаяся богу о том, чтобы Анна сказала хоть слово, одноклассница Соня, что предает ее при первой возможности, дабы не отбиваться от стаи. Совсем не важно, что Анна глухая, важно, что она не такая, как все, она настоящий маленький философ и фантазер. Соседка (все герои, кроме девочки и внутреннего голоса, - это актеры, на головы которых надеты большие бумажные пакеты с нарисованными лицами) дарит Анне аквариум с рыбкой по имени Джек Лондон. И рыбка становится смыслом всего, проводником в новую, более осознанную жизнь, триггером. Джека нужно выпустить в океан, а океан в эскизе - прекрасная художественная метафора. Океан - это когда две главные героини стоят и медленно синхронно покачиваются вперед-назад, вперед-назад, вдох-выдох, вдох-выдох. Океан - это когда включается ветродуй, и крафтовые рыбы, закрепленные на невидимой леске на потолке, начинают движение: они колышутся, их тени плывут по экрану, оживляя всех обитателей водной стихии. Океан - это свобода для маленькой, но теперь не несчастной девочки.

 

Полеты во сне и наяву

В пьесе «Мой папа - Питер Пэн» есть бытовой план (папа крадет деньги с общего семейного счета, по три дня где-то пропадает после ссоры с мамой, не может найти работу), а есть особый, фантазийный. И от того, как режиссер решит эти - особые - сцены, будет зависеть весь замысел спектакля. Мама все время сердится на отца за абсолютно не сказочные поступки. Даньке же нужно верить, что на самом деле папа - Питер Пэн, и он умеет летать и вещи вокруг тоже могут парить в воздухе. «Камень взлетел - есть ремарка в пьесе. Видимо, это замечание автора навело режиссера на мысль использовать элементы кукольного театра, ведь там возможно всё, и полеты в том числе. А, может быть, Алексея Елхимова вдохновили авторские куклы самартовских бутафоров. Главный герой в эскизе - лохматая кукла в голубой пижаме и, как увиделось мне, очень похожая на писателя и переводчика Дмитрия Коваленина, который, кстати, был в зрительном зале. Данькой управляют по очереди три артиста: Руслан Васильев, Анна Денисова и Олеся Цой. На фоне открытой крышки театрального кофра, где нарисован силуэт ночной Самары, под песню Forever Young полетит, конечно, не только камень, кукла-мальчик, но и наша фантазия. Открытие этого эскиза - замечательный Руслан Васильев. Обаятельный заводной, трогательный. Интересно наблюдать за выражением его лица, когда, будучи папой, он врет сыну и постепенно сам начинает удивляться тому, что говорит. «Получается, нужно полюбить то, чего ты боишься... Круто!» - говорит он скорее себе. В эскизе многое придумано: как злится папа (да, забыла пояснить, что по профессии он актер), когда видит по телевизору, сколько зарабатывает какой-нибудь Хабенский или Бондарчук, как, заигрывая с учительницей, рассказывает, что однажды после спектакля забыл смыть грим и ехал в автобусе «разрисованный в Буратино», как с помощью упражнений на память физических действий и ощущений все выпивают волшебное средство от страхов. Не совсем продуман только одни момент, он скорее этического характера. Образ папы настолько влюбляет в себя, что финальный шаг (он хочет доказать, что умеет летать, и выпрыгивает в окно) нисколько не пугает. Нам показывают кадры, как люди в скафандрах ходят по поверхности луны, а вот то, что человек совершил самоубийство, сглаживается неким романтичным флером

 

Из компьютерной игры

Режиссер Александра Кохан выбрала для работы пьесу «Полина ищет па» о девочке, которой ставят в укор то, что ее семья неполноценная. Полина убегает из дома в Петербург на поиски отца. Из условных двух частей пьесы (есть действие о переживаниях девочки, ее семье, ее воображаемом друге и второй акт - роуд-муви где она постоянно встречает странных персонажей) Александра с актерами, к счастью, подробно исследуют первую, оставляя последнюю для пересказа. Сочувствуем мы такой настоящей живой, пытливой Полине (одна из лучших ролей Анастасии Оболдиной), притворяющейся, но легко делающей колесо на сцене Бабушке (уморительная Антонина Конева) и замученной этой жизнью, но далеко не безнадежной Маме (уютная Екатерина Образцова).

Пьесу для подростков Александра Кохан не могла не поместить в мир компьютерной игры. Воображаемый помощник девочки Алиса то появляется, то исчезает на большом экране, чтобы мы представили, как Полина мотается по отдаленному району Питера, на экране включается игра-бродилка, а героиня Насти Оболдиной надевает красную шапочку (теперь она и внешне соответствует себе виртуальной), поворачивается лицом к изображению Roblox и долго-долго бежит на месте. Да и многие персонажи второй части спектакля будто нарисованы искусственным интеллектом - топорные роботы, люди-функция

Спасибо эскизу за то, что можно увидеть на сцене невероятную, глубокую, драматичную Елену Туринскую, которая из любой роли сделает драгоценный камешек. В темных одеждах, в луче света, под звуки дудука актриса рассказывает метафорическую сказку, и этот эпизод разворачивает сюжет и, видимо, приводит к хэппи-энду. Хотя, как в остальных эскизах, финал этой истории скорее открытый: после спектакля около часа юные зрители рассуждали, нужен ли вообще папа в семье и зачем героиня отправилась на его поиски, ведь и так все было хорошо.

 

Вываливающиеся старики

«Черный апельсин» Даны Сидерос начинается с того, что школьники Жека, Машка и Кам сбежали с урока, чтобы посмотреть на старушку, которая выпала из окна. Дмитрий Добряков начинает свой эскиз с того, что сам читает из Хармса про Вываливающихся старух. В течение всего спектакля мы еще не раз услышим «Случаи» Даниила Ивановича - уж больно его абсурд соотносится с абсурдной ситуацией «Черного апельсина». Прадед Жеки (неожиданный образ Алексея Меженного) слишком зажился на свете. Он просит мальчишку (Владислав Кричмарь) помочь ему уйти из жизни. Чтобы не расстраивать маму Жеки, надо сделать все тихо и незаметно. Замечательная троица подростков – с Женькой в сговоре настырная всезнайка Машка (Анжелика Валова) и этакий Ромео-Пьеро Камиль (Сергей Цой) - размышляет, есть ли у человека право на то, чтобы самостоятельно покинуть этот мир, и к чему все это приведет. Жеке нужно безболезненно сделать деду смертельный укол, и он тренируется на апельсинах - всаживает в них шприцы с тушью. Зная, что спектакль делает Дмитрий Добряков, можно быть уверенными, что и апельсины, и тушь будут настоящими. Они есть, но нужны режиссеру не только из-за сюжета. Любопытно сделана сцена, в которой мама (Ольга Ламинская) кормит деда и сына ужином. Не сосисками, а дольками апельсинов. И то, как она разламывает фрукты, как накладывает их, передает ее отношение к своим мужчинам.

Подробный и насыщенный эскиз вдург прерывается. На экране включается заставка профилактики оборудования, актеры скидывают свои свитера и остаются в белых одеждах. Алексей Меженный встает с инвалидного кресла, все берут в руки пьесы и читают финальные сцены. Идеальный ход для решения «сладкоголосого» финала. Жека так сильно переживал, что в свои права вступила психосоматика: парень два дня лежит в лихорадке с высоченной температурой, за это время дед передумывает уходить из жизни, в доме скоро построят лифт, и старик сможет выбираться на прогулки, да тут еще на пороге появляется прекрасная старушка, которая не прочь и винца с дедушкой выпить. Есть жить, а есть сказка, и каждый волен выбирать, где ему комфортнее. Не зря перед тем, как перейти к авторской версии завершения событий, актеры спрашивают у зала - что делать Женьке, как поступить с дедом и своей совестью. Под раскручивающуюся пружину сочиненной Сергеем Курехиными и «Поп-Механикой» мелодии думается об этом особенно хорошо.

«Ты не один, даже когда один» фраза из первого эскиза могла бы быть в любой из четырех пьес лаборатории и раскрывает многое. За два дня в СамАрте мы насмотрели столько судеб и характеров, прожили непростые четыре жизни, и все это - чтобы уж точно «не пропасть поодиночке

 

Елена ПОЛЗИКОВА

Свежая газета. Культура | №2 (247) | февраль 2023