Театр для подростков

Лаборатория молодой режиссуры в «СамАрте», которая еще лет десять назад воспринималась как нечто авангардное и специфическое, сегодня стала почти привычным делом. Самарский ТЮЗ даже создал специальную площадку для регулярного показа созданных постановочных «набросков» - «Эскиз-театр». Здесь можно не только посмотреть режиссерские «пробы пера», но и обсудить их.

Новые работы (по традиции за пять дней) молодые режиссеры создавали в конце октября. Вместе со школьниками их отсматривали критики Олег Лоевский, Алексей Гончаренко, Ксения Аитова, Татьяна Журчева, а также руководитель лаборатории Михаил Бартенев.


«Это все она»

Первым эскизом стала постановка Арсения Бехтерева по пьесе «Эго все она» драматурга Андрея Иванова. История о том, как мать, доведенная до отчаяния стеной непонимания между ней и сыном-подростком, решается на крайний шаг - создает поддельный аккаунт в соцсети для общения с ним, стала необычайно популярна в последнее время.

Входе обсуждения было отмечено, что эскиз важно посмотреть не только ребятам, но и их родителям.

- Получился хороший спектакль - отлично придуманный и сыгранный, очень точный. В нем есть абсолютно ясный посыл. На поверхности лежит проблема внутрисемейных отношений матери и сына. Безусловно, здесь снимается слой психотерапевтических практик. Все это абсолютно справедливо заметили молодые зрители. Они очень точно уловили многие вещи. Над этим есть намного более сложная и серьезная проблема - коммуникативный коллапс, в котором мы все живем. В том числе отсутствие нормальной вербальной коммуникации. Слово либо вообще исчезло, замененное смайликами, либо перестало нести мысль и эмоцию, - констатировала Журчева.

Критики говорили о хорошем качестве режиссерской работы.

- Важная смыслообразующая деталь: пьеса про одиночество и интернет поставлена очень телесно. Много движения, жестов, удачных мизансцен. Не случайно подчеркивается время действия - ноябрь. Очень холодно, отсюда возникает самообъятие: с одной стороны, потому что больше никто не обнимет, с другой - страшный зажим. Все актерские работы (Ольга Ламинская, Ренат Набиуллин, Анастасия Вельмискина и Роман Касатьев - прим, авт.) очень точные, - отметил Гончаренко.

Аитова подчеркнула, что это одна из самых важных пьес 2010-х годов и одна из первых, посвященных проблеме интернета.

- История о том, что ты можешь не знать, кто на другом конце переписки, была актуальна и 300 лет назад. Адресатом могла оказаться как прекрасная дама, так и матрона. Но проблема стала, конечно, невероятно актуальной в последние годы в связи с развитием соцсетей, - считает она.


«Между Олей и Настей»

Второй эскиз по пьесе Александры Жановой «Между Олей и Настей» поставил молодой режиссер Евгений Закиров. Главная героиня в течение всей своей жизни каждый год получает письма от матери, которая умерла, когда девочке было четыре года.

- Текст очень личный, насколько я знаю, автобиографический. Большой вопрос, как его в таком случае ставить. В эскизе получилось хорошо все, что связано с существованием главной героини в исполнении Александры Баушевой. И то, как играет исполнительница роли ее мамы - Валерия Павлюк. В этом есть правда, и поэтому возникает больше вопросов ко всему остальному. Главная героиня, несмотря на указанный возраст - 28 лет, ведет себя как подросток. Это обострено еще и тем, что окружающая ее реальность предельно театральная. Измазанные маркером (имитация крови) руки персонажей для меня противоречат интимности текста, которая точно сыграна двумя исполнительницами. Как будто мы сверху накладываем жирный слой театральной масляной краски. И зрители должны через нее продираться к тому настоящему, что есть в эскизе, - акцентировала внимание Аитова.


«Ноябрьский зов»

Последним эскизом лаборатории стал «Ноябрьский зов» в постановке Арины Гулимовой по пьесе Марии Малухиной. По сюжету школьники вдут в поход в сопровождении родственников и на лоне природы решают все свои проблемы во взаимоотношениях.

- Эскиз можно играть как терапевтический. Все персонажи четко проговаривают свои эмоции и в итоге примиряются друг с другом. Пьеса дает срез подростковой жизни, показывает разные типажи. В этом материале присутствует симпатичная выпуклость - есть что поиграть, - оценила работу Аитова.


Контакт с подростковым зрителем

Подводя итоги, Лоевский отметил, что цель самарской лаборатории - подготовить репертуар «Эскиз-театра» и установить контакт с подростковым зрителем.

- Поставленная задача требует разнообразия подходов. В данной лаборатории оно видно.

«Это все она» - серьезный драматургический материал. Его можно по-разному читать, он ставится очень много. В нем трудно найти ответ, текст серьезный, как сама жизнь.

Вторая пьеса - «Между Олей и Настей» - тоже непростая история. Относится к разделу современной драматургии под названием «Новая истина». Человек исповедуется, искренне рассказывает о своей боли и проблемах. Другое дело, что в системе театрального языка с этим надо что-то делать, потому что, как правило, текст получается эмоционально неорганизованным. Проблема обозначилась и в эскизе, который мы видели. В жизни на человека может обрушиться целый сгусток проблем, а на сцене его нужно уметь распределять.

Последний эскиз - «Ноябрьский зов» - это драматургия ложной надежды. Пьеса не самая лучшая. Особенность ее построения в том, что нужно рассказать много маленьких историй, раскрыть массу характеров. Получается некое сериальное мышление на утешение. Здесь нет понимания причин и истоков, нет сложности взаимодействия, а есть обозначение на уровне узнавания. Эскиз получился набором скетчей, и в этом я вижу его проблему. Слишком много мешанины - все персонажи из разных способов существования, - поделился впечатлениями Лоевский.

Михаил Бартенев, ДРАМАТУРГ, РУКОВОДИТЕЛЬ XV ЛАБОРАТОРИИ «МОЛОДАЯ РЕЖИССУРА» в «САМАРТЕ»:

- Данная лаборатория - вторая для «Эскиз-театра». А он предполагает, что тематика должна находить отклик у подростков. Это театр, который понимает проблемы молодых людей, с которым можно поговорить.

Эскиз - определенный формат. Вовсе не значит, что он потом когда-нибудь вырастет в «большой» спектакль в дорогих костюмах. Нет, это абсолютно полноценное театральное высказывание режиссера. Его отличает то, что он делается в очень короткие сроки и потому является сгустком творческой энергии.

Олег Лоевский, ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК, ЧЛЕН ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА «ЗОЛОТОЙ МАСКИ», ОСНОВАТЕЛЬ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИРЕКТОР ФЕСТИВАЛЯ «РЕАЛЬНЫЙ ТЕАТР», ЛАУРЕАТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРЕМИИ ИМЕНИ СТАНИСЛАВСКОГО:

- Лаборатория - совсем иная энергия, нежели репетиционная. При создании эскиза возникает импульс стресса. Лаборатория - это тренинг, особенно важный в репертуарном театре, где, как правило, все расслаблены.

Лаборатория позволяет наработать огромный запас энергии, из которого можно потом черпать при работе в репертуарных спектаклях.

Ксения Аитова, ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК, АРТ-ДИРЕКТОР КОНКУРСА НОВОЙ ДРАМАТУРГИИ «РЕМАРКА», ЧЛЕН ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА «ЗОЛОТОЙ МАСКИ»:

- Мне было интересно слушать детей на обсуждении эскизов. Здорово, что они считывают композицию пьесы, проблемы фабулы, взаимоотношений.

 

«Самарская газета», 2 ноября 2023