Старая пьеса на новый лад

Старая пьеса на новый лад

Почти в Международный день театра, 28 марта, то есть с однодневным опозданием, театр "СамАрт" преподнес своим зрителям подарок, показав премьеру бессмертной комедии Николая Гоголя "Ревизор" в постановке Александра Кузина.

 Любое обращение к классике - довольно рискованная вещь, поскольку каждый из сидящих в зрительном зале имеет собственное представление о том, как должен выглядеть и вести себя тот или иной герой. Кроме того, если это не совсем молодой зритель, то он видел хотя бы один спектакль по этому произведению, да и технический прогресс позволяет сохранить для будущих поколений лучшие образцы театрального искусства. Гоголевский "Ревизор" в этом плане не исключение, особенно если учесть его достаточно длительное существование на театральных подмостках плюс бешеную популярность со дня первого представления. А уж какие актеры блистали в этой комедии. Щепкин и Михаил Чехов, Ильинский и Вестник, Миронов и Папанов, Пашенная и Савина и так далее до бесконечности. Поэтому когда зритель отправляется на очередную постановку этого хрестоматийного произведения, ему очень хочется не только получить удовольствие от замечательного текста, но и открыть для себя в нем что-то новое.

Заслуженному деятелю искусств РФ Александру Кузину удалось полностью удовлетворить зрительские интересы. Во-первых, благодаря уникальности площадки СамАрта действо происходит в центре зала между двух трибун со зрителями, что позволяет смотреть на него менее отстраненно. Хотя справедливости ради надо отметить, что в тексте Гоголя всегда можно найти вещи очень актуальные для момента постановки, в какое бы время она не осуществлялась. Во-вторых, в спектакле не совсем привычная реакция персонажей на те или иные реплики. Ну, к примеру, в большинстве случаев чиновников пугало сообщение городничего о предстоящем визите ревизора. У Кузина это известие вызывает только смех. Вообще спектакль получился очень легким и игривым, смотрящимся на одном дыхании.

Третий плюс спектакля – игра актеров. Причем выделять какого-то одного – вещь довольно неблагодарная, поскольку хороши все, начиная от слуг в доме городничего и заканчивая Хлестаковым в исполнении Павла Маркелова. В его Хлестакове есть все: и какая-то щенячья тоска в те моменты, когда ему грозит долговая яма, и павлинья гордость, когда он распушил перья в доме городничего. Кстати, на сравнение с павлином Маркелов напросился сам, имитируя гордую поступь этой в принципе очень глупой птицы. Впервые такие движения зрителям продемонстрировал великий Махмуд Эсамбаев, в репертуаре которого был танец «Павлин».

Замечательная в роли Анны Андреевны заслуженная артистка России Ольга Агапова, которая играет достаточно молодую женщину, еще не утратившую интереса к мужчинам. Ведь в принципе если у нее на выданье единственная дочь, то она и не должна быть старой, просто ее так частенько изображали на сцене. Так вот, городничихе Агаповой не чужды ни кокетство, ни ревность, причем как истинная женщина она готова ревновать даже к собственной дочери Марье Антоновне, которую играет Екатерина Фролова. Замечательна работа заслуженного артиста России Сергея Захарова, сыгравшего роль городничего, такого до боли знакомого российского чиновника.

Отдельное спасибо хочется сказать художнику-постановщику Кириллу Данилову и изготовителям костюмов, без которых данный спектакль смотрелся бы уже не так ярко.

Александр Кузин в очередной раз доказал, что он замечательный режиссер, умеющий превращать в праздник любую драматургию, какой бы знакомой она не была. А также он показал, что на любое классическое произведение каждый раз можно и нужно смотреть по-новому, делая его интересным и для зрителей, и для актеров, поскольку видно, что все участники спектакля получают истинное удовольствие от работы. Следующий классический спектакль, который Александр Кузин подарит Самаре, - «Лес» Александра Островского. Правда, на этот раз режиссеру придется работать не с хорошо знакомыми артистами СамАрта, а с труппой академического театра драмы. Но, зная и Александра Кузина, и мастерство артистов драмы, можно надеяться на то, что до конца этого года в нашем городе появится еще один замечательный спектакль, поставленный на основе классической драматургии. А это по-настоящему отрадный факт, поскольку хочется верить, что самарский зритель все-таки соскучился по хорошей литературе И готов воспринимать ее, думая над увиденным и делая из этого выводы.

 

Лилия Хавина, «Самарское обозрение»