«Рождение режиссера»

Самару можно поздравить с появлением нового режиссера. Дебютная работа Дмитрия Добрякова «Манюня» получилась не только во всех смыслах яркой историей о детстве. Премьера открыла в актере «СамАрта» режиссера с крепкой рукой и хорошим вкусом.

ПРЕМЬЕРА В ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ

На самом деле новый спектакль «СамАрта» - это премьера в кубе. Начнем с того, что это первая в России постановка по бестселлеру Наринэ Абгарян. «Манюня», как и ее автор, невероятно популярна. По соцсетям ходит «список из 10 книг, которые читаются за одну ночь» - «Манюню» там рекомендуют наряду с Маркесом, Пелевиным и Фаулзом. Кни­га не просто принесла автору известность, она сделала из блогера (автобиографическая «Манюня» сначала появилась в постах ЖЖ) успешного писателя. Повесть попала в лонг­лист «Большой книги» и награждена премией «Рукопись года», другая книга Наринэ Абгарян - «Семен Андреич. Летопись в каракулях» - получила премию «Ваby-НОС» по итогам десятилетия.

Вторая не менее важная история - рождение режиссера. Дмитрия Добрякова все знают как актера (в «СамАрте» он с 1991-го), хотя его первые постановочные опыты можно было видеть задолго до «Манюни».

Когда в 2011-м на лаборатории «Молодая режиссура» показывались студенты режиссерского курса Анатолия Праудина, Добряков представил целый мини-спектакль по «Репке», дофантазировав, как жило-было знаменитое семейство, пока репка не выросла (правили там женщины, а дед - непризнанный художник - рисовал разводами на полу). И хотя Добряков вместе с актерами нашел точные образы персонажей и очень здорово сделал этюды, восхитившие столичных критиков, все понимали, что умение поставить эскиз и способность собрать спектакль не всегда уживаются в одном человеке. Постановка в родном театре выпала Добрякову (теперь уже дипломированному режиссеру) только через три года.

ВРЕМЯ ПРИКЛЮЧЕНИЙ

Инсценировку «Манюни» делал сценарист и кинорежиссер Юрий Суходольский. В своей «пьесе в двух действиях для хора и веселых артистов» он отказался от очевидного хода с рассказчицей Наринэ (книга написана от первого лица). И судя по самартовскому спектаклю, идея доверить часть текста группе пионеров оказалась удачной.

С хора все и началось. Пока нарядные дети в белых рубашечках и красных галстуках выводили: «Что тебе снится, крейсер Аврора», - под ними развалилась скамейка. Тут-то и подружились рухнувшие друг на друга Манюня и Наринэ.

   И смех, и грех. Все истории в книге Абгарян происходят по этому принципу. Это очень смешная, нежная и честная повесть - из тех, в которых детство (не без «взрослой» иронии и ностальгии) «увидено» глазами ребенка. Но не в розовом кружеве. Детство - это время приключений. Маленьким разбойницам крепко влетит за каждое из них от мамы Наринэ или бабушки Манюни, колоритной армянской Ба. Но какой нормальный человек в 11 лет думает о последствиях? Каждая глава повести - одно из таких приключений, описанных ярким, как будто «отжатым» от всего лишнего языком. В театральную версию попали несколько самых остросюжетных.

ПОБРИТЬ МЕДВЕДЯ

И получилась такая солнечная уморительная история, что живот надорвешь. С легким армянско-еврейским колоритом (в основном в части музыки, танцев и густых усов) и небольшой дозой реалий из эпохи дефицита. Спектакль выходит, как и повесть - лаконичным и легким. Мир городка Берд показан слегка условным и преувеличенным, но ровно до той черты, за которой начинается «чересчур». Разноцветная, при этом стильная декорация и такие же костюмы (художник Екатерина Никитина, СПб). Зажигательная музыка Светланы Салмановой и Арсения Плаксина в перебивках. Под стать ей - выразительная пластика Павла Самохвалова.

И главное - говорят здесь только то, что обязательно нужно сказать. Если можно обойтись без слов - танцуют. Если уже можно остановиться - танец тоже обрывают. Это редкое и очень важное умение «не растекаться мыслью» особенно ценно в дебютанте. Но чувство меры - только один из залогов успеха «Манюни».

На сцене нет ничего «просто так». Никто не стоит без дела, действие происходит одновременно во всех точках. Вот, например, хор. Он не просто помогает девочкам «за рассказчика». В этом хоре у каждого свой голос и характер. И своя активная позиция - иногда пионеры вдруг решают наябедничать, иногда подбадривают испуганных девочек, иногда бреются заодно с плюшевым медведем... Есть тут свои выскочки и отличницы, сердобольные и вредины.

Манюню и Наринэ играют (в одном из двух составов) Марина Щетинина и Анна Тулаева. Играют девочек без всякой «натужности» - ощущение, как будто они правда самые маленькие на сцене. Девочки все время в делах - нужно все успеть. То побрить руки по совету польского журнала «Uroda», то вшей на себе потопить, то дверью сделать на носу «античную» горбинку, как у подруги. Прелесть Наринэ Абгарян еще и в том, что она хорошо помнит все детские страхи и глупости.

Боятся в «Манюне» в основном Ба - эта роль стала неожиданной удачей Вероники Львовой. Неожиданной - потому что, если вы видели актрису, то знаете, что нет ничего более далекого от ее природы, чем корпулентная грозная Ба. На самом деле все в «Манюне» хороши. Каждый - частичка большой семьи соседей и родственников, в которой растут девочки. И заводной любвеобильный Манюнин папа с его фирменной танцующей «проходкой» по диагонали сцены (Алексей Елхимов), и красивая заботливая мама Наринэ (Ольга Ламинская), и ее деловой невозмутимый папа (Игорь Рудаков), и чумазая пацанка Каринка (Елена Голикова), и даже - отдельный «гвоздь» постановки - вечно травмированный автомобиль Васидис в исполнении Юрия Коннова.

ИДИТЕ И СМОТРИТЕ

Попытки разложить на составные части секрет успеха этого спектакля, конечно, мало что дают. Не так-то просто расписать, почему «Манюня» - чистая театральная радость. Можно еще говорить и говорить - о выстроенных, как картинки, мизансценах, о нотах грусти и монологе отвергнутой влюбленной (Марина Щетинина за пару сезонов выросла в серьезную разноплановую актрису).

Это так здорово (как же хочется писать такое почаще), когда на местной почве вдруг появляется готовый талантливый режиссер. Идите и смотрите. И давайте ставить.

Ксения Аитова, «Волжская коммуна», 18.02.2015