В «СамАрте» показали последнюю в этом сезоне премьеру - спектакль «Товар любовь».
13 июня на сцене театра юного зрителя «СамАрт» прошла премьера спектакля «Товар любовь» (16+) по пьесе современного драматурга Саши Мурашко. Режиссер-постановщик - Денис Хуснияров.
Пьеса «Товар любовь» была создана по мотивам произведения немецкого драматурга Бертольта Брехта «Добрый человек из Сэчуани». В ней затрагиваются вопросы морали, добра и зла, а также трудности выживания в несправедливом мире. Мурашко рассказала знаменитую историю, переосмыслив события пьесы-параболы Брехта с точки зрения реальности XXI века.
«Это могло произойти при самых разных обстоятельствах, в самых разных местах, где человек эксплуатирует человека», - говорится в описании постановки.
По сюжету несколько человек оказались оторванными от внешнего мира в хижине из-за непогоды. Один из героев нашел на чердаке древнюю китайскую настольную игру. Все согласились, что сразиться в нее - лучший способ скоротать время. Но очень скоро грань между игрой и жизнью начала стираться.
- В самом начале мы задаем условия: это древняя китайская игра. И она оживает. Художник Костя Соловьев сделал из лоскутов кожи большую настольную игру, по которой в спектакле ходят фигуры. В первом акте фигурки перемещаются по полю настольной игры, а во втором - игра вырастает в масштабе. Фигурки становятся главными героями. Мы придумали правила этой игры, сочинили карточки героев, - рассказал Хуснияров.
Нищета, злоба и жестокость воцарились в мире - таковы обстоятельства игры. По- настоящему доброго человека найти непросто. Но один все же нашелся - проститутка Шен Те из провинции Сычуань. Сама едва сводя концы с концами, она не может пройти мимо чужой беды и старается помогать другим. Но сталкивается с тем, что ее добротой пользуются и даже эксплуатируют. Чтобы выжить, девушка вынуждена надеть маску злого двоюродного брата, которого сама придумала. По словам актрисы театра «СамАрт» Александры Баушевой, работа над образом Шен Те была долгой и кропотливой.
- В театре я уже семь лет. Но это, наверное, моя первая настоящая работа. Действительно глубокая, детальная, вдумчивая. Мне кажется, благодаря режиссеру, его видению, тому, как он чувствует артиста, такая работа становится возможна. Он вытаскивает из тебя то, что ты сам в себе не видел и не ощущал. Он тебя ломает и собирает заново. Это было сложно. Каждый день я приходила домой и думала, что напишу заявление. Были и слезы, и истерики, но вот как-то все вылилось во что-то хорошее. Для меня эта работа на вырост. Она еще будет укрепляться, наполняться, - поделилась впечатлениями Баушева.
Перед началом спектакля голос режиссера пожелал зрителям не приятного, а содержательного просмотра. По словам Хусниярова, он использовал это слово не случайно.
- Я давно для себя решил, что театр, занимающийся отвлечением от жизни, введением в зону комфорта, мне не очень интересен. Конечно, такой тоже нужен. Когда человек после работы, уставший, пошел отдохнуть, посидеть, отвлечься. Мы в том числе делаем такие спектакли, и это важно. Но мне, как правило, хочется порассуждать и затеять какой-то разговор со зрителем и с самим собой. Потому что театр и большие авторы - наши учителя. Они чему-то нас учат, что-то нам открывают. Мне интересно копаться в этих глубинных мыслях. Я думаю, что театр не обязан развлекать. Он должен заставлять думать, - подчеркнул режиссер-постановщик.
Над спектаклем с ним трудились его постоянные соавторы - сценограф Константин Соловьев, художник по костюмам Яна Глушанок, хореограф Александр Любашин, художник по свету Игорь Фомин и композитор Виталий Истомин. Благодаря проделанной в течение полугода работе зрители смогли полностью погрузиться в рассказываемую историю. В первом акте это атмосфера заснеженной хижины, замкнутого пространства, оторванности от цивилизации. Во втором - мир старой китайской провинции с традиционными костюмами и яркими образами героев.
В подзаголовке спектакля указано «всего лишь игра». Оказалось, что помнить об этом в процессе представления - самое сложное. В некоторых сценах эмоциональный накал в зрительном зале доходил до предела.
Спектакль «Товар любовь» - это не просто история о доброй женщине, а глубокое размышление о природе человека. О том, как сложно быть добрым в мире, где царят нужда, несправедливость и жестокость. Как действия, а порой бездействие и равнодушие одних людей может разрушить жизни других.
Екатерина Тухтаманова, «Самарская газета»