Играть премьеры в последний рабочий день сезона становится для областных театров доброй традицией. Вслед за двумя академическими театрами своих друзей и критику пригласил на предпремьерный показ "СамАрт". Инсценировку хрестоматийного романа Ивана Тургенева "Отцы и дети" сделал Адольф Шaпиpo, а поставил спектакль Георгий Цхвирава, для которого это далеко не первая и, смеем надеяться, не последняя встреча с самарским театром.
Инсценировку Адольф Шапиро писал для Таллинского городского театра, который показал свою постановку на фестивале "Балтийский дом". Однако и "СамАрт" не смог пройти мимо труда своего художественного идеолога, тем более что Тургенев всегда звучит актуально, как и проблема отношений разных поколений. Однако у Шапиро на первое место выходит не конфликт отцов и детей, а нечто другое, более глубинное. Это просто рассказ о жизни людей разных поколений, где все-таки главенствует любовь. Можно долго говорить об идеях, отрицать все и вся, но приходит время, и человек понимает, что, отрицая любовь, он насилует себя, перестает быть естественным и начинает казаться не таким, каков он есть. Именно таким предстает Базаров, который в исполнении Алексея Меженного выглядит очень современным, как, впрочем, и другие герои постановки. Когда внимательно вслушиваешься в текст Тургенева, в очередной раз убеждаешь: классика не может стареть. Она хороша тем, что каждое написанное, а потом произнесенное слово актуально для России и сейчас. О чем бы ни шла речь.
Вообще спектакль Цхвиравы попадает в когорту постановок, о которых очень сложно писать. Он очень ровный, с одинаково хорошими актерскими работами, причем как ожидаемыми - Меженный (Базаров), Павел Маркелов (Аркадий), Сергей Захаров (Павел Петрович), Владимир Зимников (Николай Петрович), так и неожиданными. К числу приятных неожиданностей относится работа Юлии Клюкиной в роли Кукшиной. Для выпускницы актерского отделения Саратовской консерватории это всего лишь третья работа на сцене "СамАрта", но думается, ее экстравагантная, немного сумасшедшая героиня надолго запомнится зрителям.
Очень интересно решена сценография спектакля художником Алексеем Вотяковым, который придумал замечательные мобильные конструкции и устлал сценическое пространство настоящим сеном. Специфический запах сена создает спектаклю своеобразную, неповторимую атмосферу, в которую зритель начинает погружаться еще до появления актеров. Это Россия. Только здесь может быть такой запах, такая жизнь, такие проблемы и такие люди.
Если кто-то думает, что спектакль Георгия Цхвиравы рассчитан прежде всего на школьников, ведь Тургенева из программы вроде бы пока не выкидывали, то он ошибается. Это спектакль для всех, особенно для тех, кто "проходил" данный тургеневский роман в советское времена, когда идеология выходила на первый план. Премьера "Отцов и детей" - счастливая возможность глубже вслушаться в тургеневский текст и увидеть в нем то, что почувствовал Адольф Шапиро. В его инсценировке очень много чеховского, может быть, потому, что Антон Чехов очень ценил и любил Тургенева. Но автору "Чайки" и 'Трех сестер" наверняка была интересна в Тургеневе не идеология, не "нигилизм" Базарова, а что-то другое.
Лилия Хавина, «Самарское обозрение», 10.07.2008