В «СамАрте» прошли читки современных немецких пьес, поставленные режиссерами и актерами театра скорее как эскизы, то есть «полуфабрикаты» будущих спектаклей.
Чья повестка
(фрагмент статьи)
Сборник "ШАГ-6", в котором напечатаны представленные в "СамАрте" тексты, вышел прошлой весной. "ШАГ" - сборники новых пьес на немецком языке, на русском они выходят 20 лет. Аббревиатура составлена из названий трех стран: Швейцария, Австрия и Германия. Произведения отбирают критики и переводчики из России вместе с представителями Гете-Института.
"Кураторы этого сборника, несомненно, руководствовались, помимо прочего, и своим чутьем, безошибочно подсказывающим, с чем именно готова "соприкоснуться" русскоязычная аудитория, - пишет во вступлении к сборнику директор Гете-Института в Санкт-Петербурге Гюнтер Хазенкамп. - Но с другой стороны, разумеется, как и всегда, учитывалось также и то, какие произведения обратили на себя внимание на фестивалях и так называемых театральных биржах, проводимых в немецко-язычной Европе".
На обсуждении первого эскиза вопрос "не нашей повестки" поднимался особенно часто. В 2013 году немецко-швейцарский писатель Сибилла Берг написала яростный монолог с критикой общественного устройства – пьесу "А теперь: в мир! Или Да мне ваш внешний мир по барабану". Ее героиня - то ли подросток, то ли 35-летняя женщина (кажется, что возраст на протяжении монолога меняется) - воспринимает как насилие сам привычный образ жизни и предписанную ей обществом роль. Необходимость быть худой и ухоженной, красиво одеваться, зарабатывать деньги, а также иметь семью и отношения с мужчинами - она против всего, что ей предлагают. "...Против "Амазона", "Гугла", кроссовок и "МакДоналдса", мы не можем быть против них, потому что они повсюду, и потому что жить без них было бы слишком трудно, и поэтому мы просто против - я скажу так, против Рима. Или против чего-то такого", - говорит героиня.
На премьере пьесы в Театре Максима Горького в Берлине режиссер Себастьян Нюблинг разделил текст на четырех исполнительниц. Режиссер Татьяна Наумова поместила актрису Валерию Павлюк (отлично сыгравшую экспрессивную героиню "между подростком и женщиной") в клетку, из которой та и произносит монолог. Постепенно мы понимаем, что текст обращен не просто к некому Паулю, а к мужчине, запертому в подвале. Не могу сказать, что пьеса показалась мне герметичной для нашего зрителя - критика капиталистического мира уже вполне может относиться и к нашей реальности, а не только к европейской повестке, особенно если не вдаваться совсем уж в детали. А мысль, что общественное давление порождает в людях насилие, в том числе физическое, и вовсе универсальна.
Ксения Аитова, СОВА инфо