"СамАрт" выпустил музыкальную комедию по мотивам Островского
Спектакль "Женитьба Бальзаминова" в постановке Нины Чусовой стал первой премьерой «СамАрта» в новом сезоне, после вынужденного простоя театров из-за пандемии.
Безбашенное веселье
Сознательно или нет, «СамАрт» попал в наметившийся тренд, о котором говорили еще весной: театрам придется ставить в афишу больше развлекательного, чтобы зарабатывать и отвечать на потребность зрителя в не самые радостные времена просто расслабиться и отвлечься. В этой ситуации Нина Чусова наверняка станет на ближайшее время одним из самых востребованных режиссеров страны — мало кто умеет так безбашенно веселиться на сцене, не сковывая свою фантазию лишними условностями. Актерам в ее спектаклях тоже все можно.
«Женитьба Бальзаминова» - веселый, сочный, не обремененный концепциями мюзикл, в котором оторвались по полной все, от артистов до художника. Режиссер считает, что он поставлен в жанре кабаре, с чем можно и согласиться, глядя на количество сольных вокальных номеров с подтанцовкой, густо раскиданных по действию. Песни на стихи Юрия Катаева написал композитор Василий Тонковидов, аккомпанирует ВИА «Счастье», сидящий прямо на сцене. Почти каждому персонажу дана своя музыкальная тема, кому лирическая, кому хулиганская, все песни исполняются энергично, с эстрадной подачей, и остаются в памяти и после спектакля.
Смешение времен и стилей
Действие пьесы Островского перенесено одновременно в условное театральное пространство и в наши дни. История Бальзаминова, недалекого охотника за богатыми невестами, начинается с марша Мендельсона и свадьбы, правда, не главного героя (в спектакле использованы и другие пьесы из трилогии о Бальзаминове). Церемонию ведет сваха Красавина, и в образе играющей ее актрисы Марии Феофановой невольно считываешь аллюзии на вторую профессию исполнительницы - ведущей официальных мероприятий.
Обрамляющая сцену декорация выглядит как стена с пробитой в ней дырой (художник Владимир Мартиросов). Осколки заполнены проекциями, одна из которых (панелька с пролетающей на ее фоне птицей) сделана как серьезный видеоарт (художник по видеоконтенту Дмитрий Громов). Царит смешение времен и стилей. Бальзаминовы живут, кажется, в коммуналке с очень бедным советским интерьером, мама (Ольга Агапова) и Матрена (Виктория Максимова) носят вырви-глаз халаты и пижамы и своим «простонародным» образом напоминают о героях пьес уральского драматурга Николая Коляды. Его жизнерадостный театральный китч, впрочем, приходит на ум не раз и не два.
Женская история
В этой интерпретации Островского больше театральной условности, чем конкретного времени и пространства. Яркие купальные костюмы, какие носили лет сто назад, встречаются здесь с модным надувным фламинго, прожженная деловая сваха явно трудоустроена в ЗАГСе, а вот для переодевания Бальзаминова в башмачника никакого современного аналога не нашлось. Сестер Раису и Анфису актрисы Татьяна Михайлова и Вероника Львова играют туповатыми гламурными фифами, говорящими с оттяжечкой и одетыми во что-то безумное молодежное, с лейтмотивным в этом спектакле цветочным принтом (художник по костюмам Анастасия Глебова). Вдова Белотелова (актриса Театра драмы Влада Филиппова) обликом напоминает скорее праздничный торт, чем человека какой-то эпохи. Сам Бальзаминов - персонаж опереточный. В исполнении Алексея Фирсова он пока плаксив и погружен в сочувствие самому себе, красок в палитре еще недостает (здесь вспомним, что хотя официально спектакль вышел больше двух месяцев назад, труппа почти сразу ушла на карантин, и «Женитьба Бальзаминова» вернулась только сейчас). Кажется, впрочем, что этот спектакль принципиально застроен как женская история. Мужчины здесь на служебных ролях, а вот сваха, маменька, вдова, соседка своей энергией питают движение истории.
Текст Островского во всей этой вакханалии по большей части сохранен, правда, зачем-то пересыпан огромным числом пословиц и поговорок (побеждает в негласном соревновании Красавина, но, как говорится, зачем?). Играют по-разному, где-то изящно и тонко, в основном очень сочно, а где-то прямо хлопочут лицом и пучат глаза. Но хотя спектакль и балансирует порой на грани фола, раздражения он не вызывает. «Женитьба Бальзаминова» Нины Чусовой — тот случай, когда актеры получают удовольствие от лицедейства, и удовольствие это передается зрителю. Стоит признать, что в 2020-м все мы заслужили такой мюзикл под Новый год.
Ксения АИТОВА, «Волжская коммуна», 11.12.2020