В конце октября случилось два важных театральных события. В СамАрте 24-27 октября проходила очередная, на этот раз юбилейная XV лаборатория «Молодая режиссура», открывшаяся эскизом «Это всё она». А 28 октября на камерной сцене Академического театра драмы им. М. Горького состоялась премьера спектакля «Это всё она». В этом, на первый взгляд, случайном совпадении есть на самом деле своя закономерность. Но сначала все-таки о лаборатории.
Лаборатория молодой режиссуры проходит в СамАрте ежегодно с 2006 года, и театр считает ее одним из самых успешных среди всех своих многочисленных и разнообразных проектов. Многие эскизы реализовались в спектакли. А два года назад в пространстве фойе третьего этажа возник «Эскиз-театр», где зрители могут увидеть и обсудить (обязательное условие) лучшие из эскизов последних двух лабораторий.
В последние несколько лет участники проекта обращаются главным образом к пьесам о подростках и для подростков - которых все больше и больше пишут драматурги; для которых придуманы специальные конкурсы и фестивали. Драматургия, да, впрочем, и вся литература, словно бы спешит отдать долг, накопившийся за долгие уже годы не просто кризиса, а едва ли не полного исчезновения детской и подростковой темы из отечественного искусства. Сейчас все переменилось, и каждый год поваляются пьесы, герои которых - мальчики и девочки того самого мучительно переходного возраста, когда впервые приходит осознание того, что жить невероятно трудно.
В этом году, как обычно, состоялось три эскиза: «Это всё она» (драматург А. Иванов, режиссер А. Бехтерев), «Между Олей и Настей» (драматург А. Жанова, режиссер Е. Закиров), «Ноябрьский зов» (драматург М. Малухина, режиссер А. Гулимова).
Собственно, для подростков предназначена на самом деле только одна пьеса «Ноябрьский зов». От большинства других пьес, обычно выбираемых для лабораторных эскизов, она отличается своей «многолюдностью»: целых 14 персонажей. Арине Гулимовой пришлось серьезно озаботиться и оформлением, и построением довольно сложных массовых сцен. Сценическое действие дублировалось видеопроекцией, желтые осенние листья, щедро рассыпаемые по сцене, в сочетании с приглушенным светом создавали ощущение хмурого, холодноватого и сыроватого дня.
История про то, как классная руководительница (Елена Боляновская) и школьный физрук (Сергей Макаров) повели в поход семиклассников вместе с их родителями, чтобы сдружить класс, напоминает подростковые литературные и киносюжеты далеких 70-х. Оттуда же и образ Зигги (Евгений Клюев), который в спектакле принимает на себя функции своеобразного дзанни. У автора сказано: «Фрейд или Стардаст, по ситуации». В спектакле остается только Стардаст, прочно связанный с Дэвидом Боуи и его творчеством как раз 70-х.
Конечно, у нынешних школьников современные гаджеты, а мама-блогер (Татьяна Наумова) даже в походе продолжает трудиться, чуть ли не по минутам рассказывая и показывая подписчикам все, что происходит с ней и с ее дочерью. Но на самом деле проблемы все те же. «Рандомно» разбившись на пары, персонажи преодолевают походные трудности, выполняют задания по ориентированию на местности и разговаривают друг с другом, исповедуются (своего рода психотерапевтические сеансы) и в конце концов начинают лучше понимать друг друга и, что особенно важно, самих себя. Преодолевает свой подростковый максимализм девочка Лиля (Анжелика Кричмарь) и примиряется, наконец, с дедушкой (Юрий Долгих), который, в свою очередь, оказывается не таким уж закоренелым эгоистом, каким казался обиженной внучке. Находят общий язык Коля (Сергей Цой) и его папа (Юрий Коннов), который, разведясь с женой, пытается сохранить отношения с сыном. Коля, Лиля и Арина (Анастасия Оболдина) разбираются со своей детской влюбленностью. И все вместе добрее начинают относиться к странным Жене (Евгений Гладких) и Стасе (Олеся Цой).
В пьесе нет особой глубины и сложности характеров, проблемы и конфликты несколько упрощены и, пожалуй, слишком легко разрешаются. Но это на мой, взрослый взгляд. А зрителям 12+ нужна надежда, нужны тот здоровый оптимизм и вера в будущее, без которых трудно пережить «переходный возраст», не отравив всю свою оставшуюся жизнь «детской травмой».
О неизжитой детской травме пьеса «Между Олей и Настей» 16+. Это монолог молодой женщины (Александра Баушева), в котором материализуются ее воспоминания о давным-давно умершей от рака матери (Валерия Павлюк), о бабушках и однокурсниках (Полина Паздерина, Ксения Макарова), об отце и других мужчинах, встречавшихся ей в жизни (Петр Касатьев). Когда-то мать, готовясь к смерти, писала письма для своей дочки: по одному на каждый год до 28 лет; чтобы научить, предостеречь, дать совет – в общем, продолжать участвовать в ее воспитании и в ее жизни и после своего ухода. Матери тогда казалось, что она исполняет свой долг. Эти послания, словно необрезанная пуповина, не дают взрослой уже женщине начать проживать свою собственную жизнь, а не сопротивляться бесконечно тому плану, который ей был предначертан в материнских мечтах. Используя только пустое белое пространство с застекленными дверьми-порталами в прошлое, в инобытие, в неведомую и страшную реальность, режиссер Евгений Закиров и актеры пытаются ввести зрителей в сознание обиженного «внутреннего ребенка», которому никак не удается повзрослеть.
Проблема затянувшегося периода подросткового негативизма, необходимости взросления и в пьесе «Это всё она» - несомненно, самой интересной и сильной из трех.
Пьеса опубликована была еще в 2013 году и с тех пор много ставилась. Сюжет в высшей степени современный, хотя в то же время и вечный. Мать после смерти мужа так погрузилась в свои собственные переживания, что утратила контакт с сыном-подростком. В сущности, она и сама еще эмоционально и психологически подросток: ее страдания - это не только вдовья тоска, но и страх перед жизнью, в которой она всегда была младшей, ведомой, опекаемой. И теперь никак не получается быть взрослой. И поступок ее, в общем-то, тоже вполне инфантильный: она создает фейковый аккаунт в социальной сети под ником Тоффи, напрашивается во френды к сыну, который существует там как Тауэрский ворон, и так входит в свою роль, что мальчик влюбился в свою виртуальную подружку. Ситуация патовая, чреватая трагической развязкой.
Арсений Бехтерев помещает четырех персонажей – двух реальных и двух виртуальных – в совершенно пустое и оттого кажущееся огромным пространство с единственным стулом и чернеющими в далеке окнами. Отчетливо стуча каблуками, появляется озабоченная, все время раздраженная мать (Ольга Ламинская), строго, но стильно одетая. Чуть шаркая ногами, лениво перемещается сын (Ренат Набиуллин) в своей мешковатой, нарочито небрежной одежде. И почти бесшумно на толстых подошвах массивных ботинок являются их виртуальные двойники (Анастасия Вельмискина, Роман Касатьев), похожие то ли на недавно еще бывших в моде готов, то ли на персонажей аниме.
Отношения между ними все сложнее, ситуация все запутаннее. И вполне естественно, что зрительское внимание прежде всего сосредоточено на том, чем же это закончится. Финал, как и должно быть, имеет два варианта: для реальной и для виртуальной пары. Виртуальный Тауэрский ворон выходит в окно, и фейковая Тоффи не в состоянии его остановить. Живые мать и сын вдруг внезапно открываются друг другу, друг друга прощают и, обнявшись, уходят. А зрителям остается право выбрать тот вариант, который им больше нравится или который кажется более убедительным.
Татьяна Журчева, Свежая газета. Культура. №19, ноябрь 2023