«Манюня» дебютировала

"Манюня" дебютировала

«СамАрт» представил новый спектакль о том, как хорошо быть маленьким

Холодными зимними вечерами ТЮЗ согревает публику премьерой - спектаклем «Манюня». Добрым и теплым, как лучшие воспоминания детства. Писатель Наринэ Абгарян составила из них не одну книгу, а самарские режиссер-постановщик Дмитрий Добряков и автор инсценировки Юрий Суходольский с труппой театра превратили их в головокружительное сценическое приключение с легким привкусом грусти.

Девочка-ураган

 Кто такая Манюня? Маленькая девочка лет десяти. Манюня – это детская непоседливость, непосредственность, помноженные на южный темперамент. Любопытство и пытливый ум постоянно втягивают ее в сумасбродные истории, но она достойно выходит из них и спешит навстречу новым приключениям. Манюня очень похожа на того, кем был каждый из нас в своем детстве.

 Этот собирательный образ ребенка впервые появился в 2010 году на страницах книги писательницы и педагога Наринэ Абгарян. «Манюня» позже получила российскую национальную литературную премию «Рукопись года» в номинации «Язык» и попала в лонг-лист премии «Большая книга-2011». Успех вдохновил Абгарян на серию книг о героине ее воспоминаний и фантазий, и еще не раз девочка-ураган веселила читателей своими проделками.

 Артист же «СамАрта» Дмитрий Добряков впоследствии дебютировал со спектаклем «Манюня» как режиссер, оттолкнувшись от пьесы Суходольского, основанной на материале сочинений Наринэ. Постановка стала своеобразной выжимкой из приключений девочки-непоседы.

 Манюня (Марина Щетинина) в спектакле обитает в доме с разноцветными дверями, как и положено дому из светлого детского воспоминания. А поскольку воспоминания Абгарян относятся к советскому прошлому, настоящая жизнь героини проходит вне уроков не за компьютером, а на улице, с верной подругой Наринэ (Анна Тулаева), как у нормального ребенка. Точнее, не проходит, а калейдоскопически проносится с песнями, танцами, ведь детство – что-то яркое и быстротечное. Так, по крайней мере, показывают авторы спектакля, и очень убедительно.

 Героинь всюду сопровождает хор сверстников, которые поют, танцуют, дразнят, подзадоривают, парируют фразы девочек, провоцируя их на новые проделки.

 Правда, те и сами с изобретательностью, присущей только детям, находят себе приключения. То вошек выведут взрывоопасным методом, то нос захотят «украсить» горбинкой, а то всеми правдами и неправдами вырвут себе билет на индийский суперблокбастер «Зита и Гита».

 Большие дети и маленькие взрослые 

Изредка в их мире появляются взрослые: грозная Ба (Вероника Львова), строгая мама Надя (Ольга Ламинская), импозантный папа Юра (Игорь Рудаков) и остроумный дядя Миша (Алексей Елхимов). Но они в мире девочек, скорее, соучастники приключений, чем антагонисты. Это поначалу взрослые пытаются контролировать детей, но в итоге сами от них «заражаются» и меняются с ними местами. Так, подгулявшие папа Юра и дядя Миша разносят погреб из-за вина, не думая о последствиях.

 Добряков справедливо считает, что в каждом взрослом спит ребенок, и не стоит бояться его пробуждения. Эту мысль точно выразил своей небольшой, но отлично сыгранной ролью Алексей Елхимов. Его дядя Миша – большой ребенок, живое воплощение библейского завета «Будьте как дети», потому беде не место в его доме, и не касаются они его дочери и ее подруги.

 Однако самая трудная задача - сыграть десятилетних детей - стояла перед молодыми исполнительницами главных ролей Мариной Щетининой и Анной Тулаевой. Первая из них ранее исполняла роль подростка в предыдущей премьере «СамАрта», «Анне Франк», но там у нее была другая цель – создать образ вмиг постаревшего от горя ребенка, жертвы холокоста. Здесь же, наоборот, нужно было сыграть наивное, жизнерадостное дитя, неподвластное беде и каким-либо ограничениям, и у актрисы это получилось так, что она порой затмевала свою напарницу, тоже интересную в своей ипостаси.

 Если ее Анну Франк в финале одноименного спектакля фашисты запирают в коробке газовой камеры, то Манюне и ее сверстникам не удается вместиться в парадигму советского воспитания – из нее не выходит показательный пионер. Символично, что она попирает ногой «Большую советскую энциклопедию»: героине дано знаний больше, чем могут вместить пыльные тома БСЭ, - она же ребенок.

100 минут смеха 

В целом «Манюня» по духу, настрою и интонации очень напоминает «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Доподлинно не известно, вдохновлялись ли этим произведением авторы спектакля (постановка по книге Драгунского тоже есть в репертуаре «СамАрта», а исполнительница главной роли и другие задействованные в «Манюне» актеры играли в том спектакле), но атмосфера его растворена в воздухе новой постановки. Разве что герои Драгунского жили в своем мире, как Симпсоны, не взрослея и не старея. В финале же «Манюни» с полушутливым отъездом Каринки (Елена Голикова) в Америку звучит нотка грусти по поводу того, что герои, как и зритель, скоро вырастут – детство уйдет. Своеобразным приобщением к взрослой жизни становится и «первая любовь» главной героини, а затем и ее «недетская» беспричинная грусть.

 Когда книга «Манюня» была еще только издана, критики провели ее по ведомству детской литературы, хотя автор всячески открещивалась: «Эта книга для всех, кто умеет и любит вспоминать и смеяться... Я бы рекомендовала ее детям от десяти и до ста лет». Спектакль адресован им же.

 

Георгий Портнов, 17.12.2014

«Московский комсомолец»