Хроника смуты в ритмах мюзикла

Мюзикл "Бумбараш", поставленный А.Шапиро в самарском ТЮЗе, можно назвать энциклопедией современных чувств, ко­торые испытывают люди нашего времени к революционной эпохе. Известная киноверсия "Бумбараша" строилась на инте­ресе всех создателей фильма к возможности развернуть небы­товую, приключенческую интригу. Этим-то революционная си­туация и была необходима как выигрышный вариант экстре­мальных обстоятельств. В новом спектакле прежде всего обра­щают на себя внимание яркие, чистые краски нарядов. Это цве­товая гамма праздника, экстремума, который хорош и важен прекрасными возможностями эмоциональных всплесков, рас­крепощенности страстей. Не случайно хор с одинаковым задо­ром и упоением настаивает на официально зафиксированной . гибели вполне живого Бумбараша и печалится о неминуемом расставании с воинами, уходящими воевать. Кажется, что пер­сонажи здесь ловят некую эмоциональную волну мелодичес­кой стихии - и с готовностью погружаются в нее. Не просто по­ют и танцуют, потому что существуют в структуре мюзикла, а потому что жаждут выражать свои состояния, весь спектр про­тиворечивых чувств через танец и песню, через предельно эстетизированное времяпрепровождение.

Пестроту нарядов художник Юрий Хариков сочетает с рубле­ным пространством трех узких помостов (между которыми раз­мещаются зрители). Такие помосты как бы концентрируют в се­бе энергию устремленности куда-то, к чему-то, - и ощущение жесткой ограниченности движения. Здесь нельзя беспечно раз­гуливать. Здесь, на узеньких дорожках, обязательно встретишь каких-нибудь врагов. Сам общественно-политический расклад в среде персонажей преображается волей режиссера прежде всего в расклад художественный, со своей иерархией. Хор-кор­дебалет представляет не просто "культурный" образ народных масс - но образ вдохновляющей безликости, когда приятнее сопереживать льющейся мелодии и внятному ритму, чем вгля­дываться в лица. Во время революционных катаклизмов неког­да рисовать психологические портреты. Неважно, кто именно движется и действует, важно - как это происходит.

Революционный мюзикл дает отдохнуть от подтекста и под­водного течения, позволяет окунуться в эйфорию бесконечной динамики, - насладиться эксцентрикой. Чтобы выделиться из общей массы, нужна "маска" ярко выраженного амплуа. Когда-то, в революционные годы, к эксцентрике тяготели как к искус­ству, не знающему чувства меры, деления на планы и более-ме­нее значимые детали. В эксцентрике видели экспрессию моно­литного, простого. Теперь эксцентрика служит переключению ряда героев в стилистику а-политического, циркового наива. Чем, по фабуле, конкретнее политическая ориентация персо­нажа, тем более она похожа на балаганную профанацию. Ры­жий командир (И.Данюшкин) предстает как кровожадный кло­ун, не столько заблуждающийся на счет Бумбараша, сколько изначально "запрограммированный" на убийства. Яшка (О.Бе­лов), читающий "Капитал", - псевдоученый хвастун, а не боль­шевик. Красный командир (Д.Добряков) - симпатичный дурак. Все они действуют вроде бы по своей воле, но только в соот­ветствии с весьма небогатым набором фраз и жестов. И потому все равно напоминают кукол, которые не то чтобы погибают, а выбывают из игры, "отключенные" кем-то на музыкальной по­луфразе.

Общественная борьба выглядит как переполох в коробке с игрушками. На него режиссер, кажется, взирает не без умиле­ния. Видимо, сама революция с ее идеологическим содержани­ем, всерьез не воспринимается. Это далекое прошлое - как бы уже не очень наше. Сопереживание возникает, когда на рево­люционный подиум выходят сугубо частные люди. История мы­тарства Бумбараша (З.Терехов) оказывается историей - проста­ка, живущего в плутовскую, авантюрную эпоху. История ма­ленького приватного человека, которому неинтересно позна­вать и пытаться понять жестокий хаотичный мир. Бумбарашу успешно удается только спасаться от преследований. Самые забавные сцены - это погони всей псевдополитизированной гурьбы за старательно удирающим Бумбарашем. Герой здесь не несет с собой никакой внятной системы ценностей и интере­сов. Его единственная задача - выжить, на ходу прилаживаясь к обстоятельствам. Невысокий и некрасивый, то и дело движущийся на полусогнутых ногах, инстинктивно сжимающийся Бумбараш будто пытается занять как можно меньше места в пространстве, стать невидимым.

Брат Гаврила (А.Марушев) испытывает к Бумбарашу неприязнь как человек иного склада. Он выступает здесь в амплуа не злодея, а любовника с разбойничьим шармом. Он уверен в себе и готов к любым сражениям. Он знает себе цену и требует власти. Гаврила привык говорить на языке силы, но разговор это по-своему обаятелен - с размашистым и пружинистым ритмом танца, с убедительным напором интонаций, в которых нет ни жалоб, ни страха. Неистовая яростная радость захлестывает Гаврилу больше, чем ненависть и злоба. Он думает, что на дворе наступил его праздник, его время - эпоха анархической вольницы. Подобная эйфория слышится и в партиях атаманши "кабаретного" вида, Софьи (М.Шилова), фривольность которой основана не столько на врожденной вульгарности, сколько на самоуверенности. Для нее революционная неразбериха - звездный час. Не случайно у всей этой анархической разбойничьей компании самые эффектные музыкальные номера. Они -как разбойники из "Бременских музыкантов" - являют художественный апофеоз авантюрной линии.

Самая жестокая вещь в этой авантюре - случайность. В фильме злодей Гаврила холодно, не глядя, несколько раз стрелял в Варвару, чтобы она не досталась Бумбарашу и чтобы тому было больно. В спектакле Гаврила собирается по-мужски, с помощью пистолета, окончательно разобраться с неказистым, но почему-то удачливым соперником - и стреляет в Бумбараша. А Варвара, метнувшаяся к любимому, оказывается на ли­нии огня, и пуля достается ей. Два брата сидят по обе стороны трупа Варвары (О.Агапова), смотрят с немым потрясением в землю, затем поднимают глаза и встречаются взглядами. В состоянии оцепенения, отчаянного замешательства, мы и оставляем героев. Такой финал подводит итог теме революции как смуты, в которой человек может кое-как уцелеть, но неспособен уберечь от смерти другого. Революция - брутальный фон для вечных конфликтов любовного треугольника, которые, в принципе, могут так же разворачиваться и в мирное время. Но кажется, что в этих конфликтах клокочут отзвуки общественных катастроф. Кажется, что среди революционной смуты теряется ценность личности и любовного чувства. Кажется, всеобщий хаос виноват в смерти героини. И лихо начинавшийся праздник разочаровывает. Парадоксально, но возникает впе­чатление дегероизации и депоэтизации эпохи, которая просто не дает спокойно жить обычным людям, вводит их в состояние пьянящей воинственности - и они уже не отвечают ни за себя, ни за ближних. Этим состоянием "революционного бессознательного" можно замотивировать все ошибки и беды, наделяя их статусом символического, общественного явления.

Екатерина Сальникова, Экран и сцена, №50, 11-18 декабря 1997г.