Хореография любви

В «СамАрте» состоялась премьера спектакля «Орфей и Эвридика»

Новый спектакль театра «СамАрт», «Орфей и Эвридика» (16+) точно не будет воспринят однозначно. Для каждого он будет значить что-то свое.

Для выпускного курса Павла Самохвалова (Государственный институт культуры) это невероятная возможность показать свою работу на сцене одного из главных театров области. Впрочем, постановка не смотрится как учебная. Студенты (а их на сцене подавляющее большинство) достойно выглядят на фоне профессиональных артистов. Для поклонников хореографических спектаклей (а именно такое жанровое определение дали постановщики своему детищу) это шанс в очередной раз посмотреть на известные пластические образы и приемы.

Для любителей драматического искусства (коих среди зрителей «СамАрта», наверное, все­-таки большинство) - попытка познакомиться с непривычным языком сценического искусства. К которому постепенно стараются приучать публику постановщики Татьяна Наумова и Павел Самохвалов. Их спектакль «Маугли» - пластические ассоциации по «Книге джунглей» Редьярда Киплинга - стал фаворитом не только среди самарских зрителей, но и на международных фестивалях - в силу отсутствия вербальных границ. Если это была понятная история, где яркие, узнаваемые и самобытные персонажи общались друг другом на универсальном языке тела, то «Орфей и Эвридика» - сложносплетенное хореографическое высказывание, где понять, кто есть кто можно только благодаря информации в программке. Например, стайка девушек, окружающих на сцене Эвридику, в зависимости от места ее пребывания именуется по-разному - мойры, дриады и тени. И если мойры еще угадываются по разматыванию и запутыванию нитей судьбы, то почему одна и та же группа перемещается вслед за Эвридикой с земли в подземное царство - не вполне понятно.

Главных героев на сцене две пары. Это «обычные» (молодые? живые?) Орфей и Эвридика - актер «СамАрта» Андрей Пеньков и студентка СГИКа Елизавета Галина. И их тени – актеры «СамАрта» Сергей Цой и Татьяна Наумова. По внешнему виду и пластике, однако, последние больше напоминают старичков-­родителей, немощно семенящих повсюду вслед за своими юными копиями. Причем распознать двойников в этих сгорбленных существах с лицами, покрытыми хлопьями пепла, и всклокоченными белыми волосами можно опять же лишь благодаря программке.

Для любителей древнегреческих мифов эта история может стать интересной трактовкой известной истории о любви за гранью жизни. Возникла постановка из стремления понять мотивацию героя.

- Спектакль появился из одного-единственного вопроса: «Почему Орфей обернулся?», - рассказал балетмейстер-постановщик Павел Самохвалов. - Почему, хотя ему оставался последний шаг до выхода из подземного царства мертвых? На данный момент у нас уже огромное количество вариантов ответа. От сюжетов поэзии Серебряного века до «оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли он». Среди ночи вдруг просыпаешься и начинаешь штудировать семиотику мифа об Орфее и Эвридике - 650 страниц.

Оставив поступок Орфея на совести мойр (именно их коварные нити оплетают героев в финальной сцене), постановщики перекладывают ответственность за гибель Эвридики на плечи Персефоны. Если в мифологии смертоносный укус змеи был роковой случайностью, то в спектакле «СамАрта» эта гадюка не кто иной, как царица подземного мира и жена Аида. Движимая завистью, она разрушает счастье влюбленных, разлучая их земные сущности, чем и провоцирует опасное путешествие Орфея в потусторонний мир.

Не изобилующий ярким событийным рядом спектакль наполнен переживанием узнавания. На протяжении всего действия (около часа с небольшим) внутри что-то откликается смутно знакомым: как-то очень по-полунински шаркает ногами тень Эвридики, словно сбежавший из анимационного мира Хаяо Миядзаки, скользит по сцене напоминающий гигантское насекомое Харон, будто торжествующий Иуда из мюзикла «Иисус Христос - суперзвезда», возвышается над обитателями преисподней завистливая Персефона.

Хореографическую основу дополняют выразительная музыка Владимира Плюснина, яркие и красноречивые видеопроекции Дмитрия Громова, оригинальная сценография и костюмы Марины Евдоченковой, световая партитура Сергея Дильдина. Спектакль «Орфей и Эвридика», вошедший в репертуар «СамАрта», представляет широкое поле для зрительских ассоциаций. И каждый увидит в нем свою историю любви.

 

Маргарита Петрова, «Самарская газета»