И отцы, и дети
Завершился самарский театральный сезон. Под его занавес СамАрт устроил предпремьерный показ спектакля «Отцы и дети».
Его выпустил хорошо известный самарским театралам Георгий Цхвирава. Эту же самую инсценировку Адольфа Шапиро весной в «Табакерке» поставил другой наш знакомый - Константин Богомолов (на афише СамАрта значится его «Palimpseston»). В прессе тогда писали о том, что все известные со школьных лет персонажи романа и осовременены, и окарикатурены. «Роман И.С. Тургенева напоминает в его интерпретации социальный паноптикум. Представители народа пьют горькую. Представители образованного сословия проводят дни в бесплодной болтовне. Время действия - отечественная история. Российский XIX век отражается в тоталитарном ХХ, а дворянские поместья сильно напоминают сталинские дачи», - написала Марина Давыдова, один из самых ярких современных критиков.
Георгий Цхвирава пошел противоположным путем. Режиссер внимательно вглядывается в каждого персонажа, старается услышать его правду. Пытается в каждом герое романа и спектакля найти нормальные человеческие черты. Даже если и появляется у режиссера ирония, то она связана не с отрицанием, а с любовью. Хотя есть в спектакле два заведомо сатирических, откровенно шаржированных персонажа. Первый - это шустрый, чрезмерно подвижный Ситников (Денис Бокурадзе). И второй - госпожа Кукшина (Юлия Клюкина), которая пьет без меры шампанское, ржет как лошадь, несет какую-то ахинею про мастику для кукол и вешается на шею бедняге Базарову. Актриса работает так громко и шумно, что когда она исчезает из поля зрения, вздыхаешь с облегчением. Спектакль Цхвиравы идет в малом тюзовском зале, зрители занимают всего лишь три небольших ряда. Четвертая стена между публикой и актерами существует, но все, что творится на сцене, происходит непосредственно на глазах у зрителей. Поэтому любой громкий или резкий звук воспринимается остро. Не знаю, в каком веке происходит действие - в девятнадцатом, в двадцатом, в двадцатом первом. Костюмы стилизованы под девятнадцатый. Но известной всем школьникам разницы между костюмами Кирсановых, особенно щеголя Павла Петровича, и разночинца Базарова здесь не существует. Декорации условны. Они состоят из пяти деревянных некрашеных беседок-трансформеров. На полу настоящее сено (сценография А. Вотякова). В зале пахнет свежеоструганными досками. Даже коляска у ребенка Фенечки сделана из дерева!
Евгений Базаров у Алексея Меженного человек не уникальный, не великий. Он молод и даже наивен. В отличие от семьи Кирсановых, не очень хорошо воспитан. Евгений единственный, кто ставит локти на обеденный стол. И делает это он отнюдь не из протеста. Очень переживает, что, в отличие от других, не способен, как ему кажется, на настоящие чувства. Он в чем-то еще подросток. Совсем не из-за душевной черствости он уезжает от своих родителей, которые налюбоваться и надышаться не могут на своего Енюшу. Он не знает, как ответить на их любовь. Очень разные Арина Власьевна Базарова (Елена Захарова) и ее супруг - Василий Иванович (Валерий Скорокосов). Она со слезами на глазах молча и преданно глядит на сына, он бодрится, шутит, излишне громко смеется, пытается на равных разговаривать со своим ученым и гениальным (как ему кажется) отпрыском. Они все любят друг друга, но контакта настоящего не получается. Может быть, Евгений боится простых человеческих чувств, потому что знает, что они могут принести ему настоящую боль. Так оно и случается... Когда он видит Одинцову (Ольга Ламинская), иронизирует, напускает на себя независимый вид, делает вид, что ему совершенно не интересна эта женщина. Произносит хрестоматийную фразу про анатомический театр. И вот объяснение. Евгений уже не может скрывать ни от самого себя, ни от Анны Сергеевны, что он влюблен, что она победила. Но резкий звук шпингалета (открылось окошечко в деревянной беседке) и холодные, отрезвляющие слова женщины, что Базаров совсем неправильно ее понял. Жизнь у него кончилась не только от заражения крови. Очень жалко хорошего и честного человека.
Опять вспоминается школа, где нам объясняли, что автора романа «не устраивают ни отцы, ни дети». Что Тургенев не полюбил Базарова, но признал силу его личности. Не понимал классик-дворянин роли разночинцев в российской истории! Поэтому «убил» его, не дал возможности герою совершить что-нибудь настоящее, точнее, героическое.
Мне кажется, что Георгий Цхвирава поставил спектакль, который можно было назвать «и отцы, и дети». Аркадий (Павел Маркелов) - смешной, нежный, совсем еще ребенок, который радуется каждому мгновению жизни. На все вокруг смотрит с радостным любопытством. Он пытается подражать своему другу - Базарову, напускает на себя серьезность и некоторую грубоватость. Он очень похож на своего отца - Николая Петровича (Владимир Зимников). Артист играет человека мягкого, чувствительного, немного наивного. Не случайно он полюбил простую, немного испуганную Фенечку (Вероника Львова) Отец и сын одинаково плохо смыслят в практической жизни, но они добрые, симпатичные люди. Дядя Аркадия Павел Петрович (Сергей Захаров) - не чопорный аристократ. Чувствуется, у него сильный характер. Но есть в нем какой-то внутренний надлом. Почти сразу видно, что ему очень нравится женщина брата, Федосья Николаевна - Фенечка. Он думает именно о ней, а не о таинственной женщине из прошлого. Не случайно он говорит о том, что они похожи.
Есть в доме у Кирсановых еще один житель - лукавый, ленивый, но очень смышленый слуга Петр (Дмитрий Добряков). Смотрят он на своих хозяев проницательными, хитрыми, но добрыми глазами. Не случайно, наверное, именно этому персонажу доверил режиссер произносить авторские ремарки.
Кажется, нам навечно вбита школьным образованием мысль, что в романе Тургенева противопоставлены два противоположных типа героев. Несмотря на то что классик сам принадлежал к дворянству, он показал, насколько оно несостоятельно по сравнению с новым героем - мужественным и сильным, хотя и не совсем понятным автору. Навсегда в голове застряла фраза «если сливки таковы, каково же молоко», - это о Кирсановых. Я очень признательна Георгию Цхвираве, что он поставил спектакле не об идеях, спорах и разногласиях и даже не о судьбах нашей интеллигенции (о постановке Богомолова пишут, что он, мол, хотел «до конца разобраться с российской интеллигенцией» и т.п.). Это спектакль просто о людях, их жизни, мыслях и чувствах. О том, как нам порой трудно услышать другого. И как почти невозможно найти свое счастье.
Ольга Идельсон, «Самарская газета», 16.07.2008