«Эра плееров и анализов»

В СамАрте представили спектакль «НЕ ВИЖУ ТЕКСТА».

 Публика проходит мимо стендов с листочками «Путь героя», торопясь занять места в импровизированном зрительном зале в фойе театра «СамАрт». Герой ей пока неинтересен. История его взаимоотношений с аудиокнигами, просмотром фильмов и учебой ее пока не волнует. Следуя одному из самых естественных человеческих инстинктов – экономии энергии, – зрители не стремятся тратить время и силы на чтение мелкого шрифта. Другое дело после спектакля: не сговариваясь, потянутся к белым стенам с напечатанным текстом, чтобы побольше узнать про героя, а может быть, просто чтобы проверить – не подведет ли их собственное зрение, к которому мы так привыкли, что не замечаем, насколько хрупким на самом деле является наше видимое благополучие.

«Не вижу текста» – постановка режиссера Евгении Колесниченко и художницы Анны Поляковой по мотивам одноименного автобиографического романа Сергея Сдобнова. Спектакль появился в репертуаре СамАрта благодаря конкурсу молодой режиссуры «РУПОР63», в рамках которого из 67 заявок от 50 участников из 19 городов России, а также Республики Беларусь были отобраны 10. Одним из трех победителей финального этапа, состоявшегося в феврале, и стала Евгения Колесниченко.

Книга обозначена жанром «документальная сказка», и повествование в ней ведется от первого лица. Фактически она уже stand up с вкраплениями интервью родных и знакомых Сергея. Но книга написана не в хронологическом порядке, – рассказала Евгения. – Мы обратились за помощью к драматургу Артему Казюханову, и он выстроил материал для спектакля, уменьшил объем. Кого заинтересовала эта тема, рекомендую прочитать роман. Сергей много говорит о возможностях людей с ограниченными способностями, например, как он путешествовал по Москве. Мы пробовали разные варианты существования актера – завязывали ему глаза, проверяли, как будет выглядеть, если он будет смотреть или не будет смотреть. Всё оказалось намного проще: достаточно было забить на YouTube «Сергей Сдобнов читает лекцию» и посмотреть, как человек себя ведет. Формат моноспектакля адекватен и проблеме, и ощущению человека в данной ситуации. Тема постановки шире проблемы слабовидящих – она касается всех категорий граждан, ограниченных физически.

Зрители оказываются в комнате главного героя. Две стены образуют угол, в котором стоит вешалка, рядом – велосипед (одно из запретных удовольствий), центральное место занимает стол, на нем – лампа, компьютер, рядом – растения, стул, укрытый пледом. В целом даже уютно, если не знать того, что до размеров этой комнаты сужается весь мир молодого человека, когда он внезапно начинает терять зрение. По непонятным причинам.

В его жизни наступает эра анализов и плееров для прослушивания аудиокниг. Пройдя все круги поликлинического ада и завернув даже на островок безнадежности народных целителей, он принимает решение: перестать лечиться и начать жить. Он прекращает задаваться естественными для подобной ситуации вопросами: кто виноват? за что мне это? как вылечиться? И это срабатывает.

Полная бытовых подробностей комната персонажа настраивает на более близкие и теплые отношения. Срабатывает психологическая установка: если ты пришел к человеку в гости, то невольно проникаешься к нему доверием и симпатией.

В то же время жанр спектакля постановщик определяет как «stand-up-инсталляцию» (за инсталляцию, видимо, отвечают стенды с текстом и настольной игрой), а значит, зрителям полагается смеяться. Актер Владислав Кричмарь и в самом деле постоянно провоцирует публику на смех. Открытый, смелый, полный самоиронии, приправленной горечью, он предельно честен в своем рассказе. Лишенный возможности визуального контакта (актер не фокусирует взгляд на чем-то определенном), Владислав добивается реакции от публики всеми возможными способами. Интерактивное общение включает просьбу зачитать реплики для разыгрывания сценки, закрыть глаза для того, чтобы попытаться поставить себя на его место, послушать грохот аппарата МРТ, стараясь сохранять при этом спокойствие (согласно рекомендации врачей). Актер проделывает огромную внутреннюю работу, делая образ героя объемным, полным и достоверным. А учитывая моноцентрическую природу спектакля – это единственный и главный залог успеха постановки.

Крепко держась за спасительный круг юмора, создатели спектакля избегают опасности свалиться в пафос и назидательность. «Не вижу текста» не учит, как нужно обращаться с людьми с особенностями по здоровью, и не призывает благословлять каждый миг, проведенный вне оков инвалидности. Он мягко подводит к мысли о том, что хорошо бы научиться видеть. Других людей вокруг. Их истинные потребности. И свою собственную жизнь за пеленой бытовых забот. Да, и не забывайте моргать почаще.


Маргарита ПЕТРОВА

 «Свежая газета. Культура» от 15 сентября 2022 года, № 17 (238)