Как прошла премьера спектакля «Буря» в СамАрте: Шекспир, Булгаков и несчастливый финал
СамАрт открыл сезон 2024-2025 премьерой спектакля «Буря» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира.
Режиссёром выступил Мурат Абулкатинов, с триумфом ворвавшийся на большую театральную сцену каких-то три года назад и уже собравший немало хвалебных рецензий. Его график расписан на несколько лет вперед.
Приняв приглашение стать главным режиссером Красноярского ТЮЗа весной этого года, он также ставит свои спектакли в Театре Наций, МХТ имени Чехова. И вот теперь в Самаре.
«Последняя сказка» — именно так открывается аннотация на спектакль. Это связано с тем, что «Буря» считается последней пьесой, написанной Шекспиром от начала и до конца, и с тем, что она переполнена магией и колдовством.
Погружая нас в действие, режиссёр делает отсылку к нашему не менее могучему классику. Первые слова спектакля — «У лукоморья дуб зеленый». Вступление к «Руслану и Людмиле» читается почти до конца, как бы намекая на то, что будет множество разных волшебных превращений.
Интересно, что читают вступление «три девицы», одетые в чёрные платья и такие же смоляные кокошники. Они как славянские или скандинавские духи немного дирижируют действием, вставляя свои комментарии, поворачивая сюжетные линии и делая отсылки к другому миру.
У Мурата этот другой мир, который врывается в действие Шекспира, связан с Михаилом Булгаковым. В спектакле читается три отрывка из пьесы «Бег» и повести «Собачье сердце».
Мурат Абулкатинов объясняет, что он хотел поместить в средневековье обломки более или менее современного мира.
«В пьесе звучит постоянно слово «сон». Вот оттуда и возникли отрывки из пьесы «Бег», потому что это пьеса из снов. Не совсем логическое варево, но для меня важна была больше эмоциональная составляющая», — говорит режиссер.
В спектакле на публику работает весь зал.
Боковые галереи, по которым с обеих сторон движутся персонажи, заставляя зрителя постоянно вертеть головой при диалогах.
На сцене сооружена гигантская труба, которая изображает пещеру колдуна Просперо. Она же портал в прошлое и будущее.
Главная сцена – это остров, который служит местом основного повествования. На нем высохшее дерево, такие же мертвые колосья.
Конечно, центральная история «Бури» — это история любви двух молодых людей, при самых трагических обстоятельствах встретившихся на уединенном острове.
Миранда (Анастасия Вельмискина) и Фердинанд (Ренат Набиуллин) предстают перед нами вполне современными подростками, которых раздирают свои внутренние бури.
У Миранды – это потерянное детство, отсутствие социума, харассмент со стороны дикаря Калибана (Ярослав Тимофеев), у Фердинанда – это осознание сиротства, полная смена социальной роли с сына короля на раба.
Мы видим, как развиваются их отношения в разных обстоятельствах, чтобы счастливо завершиться будущей свадьбой.
Впрочем, режиссёр в своей постановке отходит от счастливого конца, который предложил читателям Шекспир. Просперо не садится вместе с королем Неаполитанским и его свитой на корабль, чтобы вернуться в родные края и зажить там в прежней чести. Он остается на острове, и рядом с ним умирает его раб Калибан.
Мурат Абулкатинов специально выводит в своем спектакле трагический финал.
Он говорит: «У меня есть убеждение, что Шекспир все время обманывает своего читателя. Особенно в комедиях. Пьеса напряжена, действие так строится, что из него никак не вытекает счастливый финал. Ощущение нависающего трагизма, и вдруг — искусственность финала.
У меня есть убеждение, что Шекспира надо заканчивать чуть-чуть раньше. И так бы и должно было разрешиться. Я задумывался, как вдруг человек, преданный друзьями и собственным братом, разжигавший в себе ненависть и обиду последние 12 лет, со своими предателями поедет на одном корабле?
Мне кажется, это невозможно. Миранда — да, она становится частью нового мира и заслуживает счастья. А Просперо (Петр Касатьев) потерял смысл своей жизни, отдав дочь и совершив акт возмездия над обидчиками».
Конечно, стоит отметить игру новой актрисы. Ирина Бурич в нашей версии исполняла роль духа Ариэль. С 1 августа она стала частью труппы и за столь короткое время органично влилась, продемонстрировав качественную актерскую работу.
«Это большое счастье, что я вышла именно в премьеру, — говорит Ирина Бурич о своих ощущениях. — Прекрасная труппа, здесь «пахнет творчеством».
Мурат Абулкатинов:
«У нас в ГИТИСе был семестр Шекспира. Мы полгода занимались этим автором. И как-то раз я вышел из метро «Арбатская» и вдруг остановился посмотреть, что происходит вокруг. И передо мной открылась круговая панорама: Ларек с носками, рядом музыкант, который играл на гитаре, шум автомобилей, Арбат с его многолюдностью и многоголосием, сверху большой экран с бесконечной рекламой.
Я подумал, что это мир невероятной эклектики. Это и есть буря. Мир, в котором мы живем, - вне единой стилистики. Тогда и пришла мысль, что это какая-то сегодняшняя история. Начал её анализировать, сделал в ГИТИСе несколько эскизов. А потом мне хотелось к этой истории вернуться.
И с художницей Соней Шныревой мы искали мир, который не принадлежал бы никакому времени, максимально разрозненный и эклектичный.
Это не первый мой опыт сотрудничества с ТЮЗами. И как показывает практика, опасения, что тебя могут не понять, особенно юные зрители, всегда возникает. Но для меня способ только один: надо все делать честно по отношению к себе и команде. И тогда это выведет на какой-то диалог со зрителем.
В нашем спектакле Миранда выведена на крупный план. Она начинает становиться взрослой: первые чувства, первое признание как человека. Калибан — притесненный раб. Если смотреть на него не как на чудовище, он предстаёт перед нами несчастным человеком, жаждущим любви и человеческого участия.
Мне не важно, чтобы разгадывали мои режиссерские придумки. Это интуитивные вещи. Мне хочется, чтобы зрители читали историю и что-то чувствовали, — это самое главное. А аллюзии, ребусы, игра… Это не так необходимо.
Мне очень понравилось работать в Самаре. Труппа с готовностью реагирует на всякие творческие предложения. Многое сделали они сами, месяц носили мне этюды, отрабатывали свои образы.
Меня поразила одинаковая включенность и молодых, и более старших актеров в творческий процесс. И желание пробовать. Мол, приехал молодой парень и заставляет нас по полу кататься. Нет, ничего такого не было. Актёры бросались во все эксперименты, и за это я им очень благодарен».
Анастасия Кнор, Интернет-журнал «Другой город»