Новый художественный руководитель театра А.Шапиро поставил свой спектакль -"Бумбараш" по ранним произведениям Гайдара.
Вопрос о том, что может добавить спектакль о революции к сказанному, снятому и написанному о ней, можно считать риторическим. Не менее провокационен и заявленный жанр спектакля - мюзикл, поскольку эта настолько же непритязательная, насколько универсальная разновидность театрального действа стала чуть ли не программной в репертуарах столичных и провинциальных театров.
Смог ли развеять скепсис самарского театрала, избалованного "премьерами Москвы" и разного рода театральными экспериментами местных корифеев Мельпомены, Адольф Шапиро сотоварищи (а именно: композитором В.Дашкевичем, балетмейстером М.Кисляровым, художником Ю.Хариковым)?
... Перед нами разворачивается неизбывная для российской действительности трагедия "маленького человека". Не потому маленького, что ростом не вышел или умом Бог обделил, а потому, что Россия слишком велика. И откуда бы еще взяться большевизму, как не в такой вот большой стране, где всего много. Огромна, как брюхо буржуа на плакатах Агитпропа, ненависть. Огромны и легки, как воздушный шар над Бумбарашем, мечты - "дом с балконом", "какава", "красавица-жена"... И за всем этим огромным - такая маленькая, обыкновенная жизнь новобранца Бумбараша (засл. артист России Э.Терехов). Однако какой бы значительной ни казалась судьба одного солдата с высоты "мировой революции", гораздо более важным в конце концов оказывается простое человеческое счастье или горе.
Жизнь на грани смерти предполагает филигранную отточенность движений и слов. Именно эта выверенность, единственно возможные в экстремальных условиях слово, взгляд, жест стали основой сценического рисунка спектакля. Нешуточные страдания героев облечены в почти шутовскую форму народного театра, уличного балагана.
Лубочно ярки, подчеркнуто условны костюмы персонажей. Условны декорации - что-то подобное было, наверное, во времена народных революционных театров. И, наконец, ностальгически-задушевно: живое, не под "фанеру", исполнение песен, настоящий, а не синтетический звук духового оркестра.
Первая часть спектакля - некая стилизация "а ля рюс" в духе брутальной эстетики 20-х годов. Частушки, "речевки", грубоватый "матросский" юмор... Но внешняя простота и душевность формы спектакля - повод сказать нечто важное о любви и смерти.
Бумбараш (Э.Терехов) лишен какой бы то ни было простонародной хитрецы своего киношного прототипа. Он покорно доверяется судьбе в лице белой армии, обязавшей его идти на войну. Бумбараш продолжает верить жизни и людям и тогда, когда они доказывают ему, что он умер, и даже тогда, когда брат Гаврила грозится убить его. Легкость души Бумбараша, что "над землей как Архангел парил", делает его неуязвимым для смерти. Ни белые, ни красные, ни "контра" так и не поймали его.
В конце первого акта зрители видят Бумбараша наверху, "на небе". И здесь, мне кажется, кончается балаганно-лубочная часть спектакля, который постепенно переходит в некую притчевость, "житие". Грустно и безгрешно взирает "Архангел" - Бумбараш на алчущую его жизни кровавую мясорубку, которая когда-то была родной землей. Однако жестокое убийство друга заставило Бумбараша спуститься с небес на землю: он вновь оказывается в кровавом месиве.
Неуязвимому Бумбарашу смерть мстит по-другому - она отнимает у него любимую жену.
Но возвращает брата - убийцу жены и соперника в любви. Ибо в горе нет ни белых, ни красных, ни зеленых. В горе, как и в смерти, все равны. Стоя по разные стороны барьера, сходясь в смертельном поединке, братья, оказывается, пели об одном и том же.
Вдохновенная слаженность игры актеров, их азарт передаются и зрителям. В конце спектакля никому не хотелось уходить, и актеров долго не отпускали со сцены.
В спектакле много, что называется, "попаданий в образ": вальяжный, сумрачно-беспутный, но обаятельный в своей разбойной неприкаянности Гаврила (арт. А.Марушев), сомнамбулически-зацикленный на "мировой революции", обуреваемый мечтами "о всеобщем счастье" террорист-одиночка Яшка (О.Белов). Темпераментно ярок, азартен Левка (С.Меркушев).
Спектакль дал нам, зрителям, то, что может дать только театр - возможность ощутить здесь, сейчас творческую энергию актеров и авторов спектакля и самому побыть его автором (кстати говоря, зрители принимают участие в спектакле в буквальном смысле - читают знаменитое "письмо" Бумбараша, "работают" посыльными).
Итак, скептик посрамлен. Мастерство режиссера явилось волшебной палочкой, вдохнувшей в, казалось бы, давно прочитанный сюжет новую жизнь, звук, цвет.
Виват, Маэстро!
«Самарская газета», 15 мая 1997 г. О.СОКОЛОВА