БУМ В «САМАРТе»

Новый художественный руко­водитель театра А.Шапиро поставил свой спектакль -"Бумбараш" по ранним произ­ведениям Гайдара.

Вопрос о том, что может доба­вить спектакль о революции к ска­занному, снятому и написанному о ней, можно считать риторичес­ким. Не менее провокационен и заявленный жанр спектакля - мюзикл, поскольку эта настолько же непритязательная, насколько универсальная разновидность те­атрального действа стала чуть ли не программной в репертуарах столичных и провинциальных те­атров.

Смог ли развеять скепсис са­марского театрала, избалованно­го "премьерами Москвы" и раз­ного рода театральными экспериментами местных корифеев Мель­помены, Адольф Шапиро сотова­рищи (а именно: композитором В.Дашкевичем, балетмейстером М.Кисляровым, художником Ю.Хариковым)?

... Перед нами разворачивает­ся неизбывная для российской действительности трагедия "ма­ленького человека". Не потому маленького, что ростом не вышел или умом Бог обделил, а потому, что Россия слишком велика. И откуда бы еще взяться больше­визму, как не в такой вот боль­шой стране, где всего много. Ог­ромна, как брюхо буржуа на плакатах Агитпропа, ненависть. Ог­ромны и легки, как воздушный шар над Бумбарашем, мечты - "дом с балконом", "какава", "кра­савица-жена"... И за всем этим огромным - такая маленькая, обыкновенная жизнь новобранца Бумбараша (засл. артист России Э.Терехов). Однако какой бы зна­чительной ни казалась судьба од­ного солдата с высоты "мировой революции", гораздо более важ­ным в конце концов оказывается простое человеческое счастье или горе.

Жизнь на грани смерти пред­полагает филигранную отточен­ность движений и слов. Именно эта выверенность, единственно возможные в экстремальных ус­ловиях слово, взгляд, жест стали основой сценического рисунка спектакля. Нешуточные страдания героев облечены в почти шутовс­кую форму народного театра, уличного балагана.

Лубочно ярки, подчеркнуто ус­ловны костюмы персонажей. Ус­ловны декорации - что-то подо­бное было, наверное, во времена народных революционных теат­ров. И, наконец, ностальгически-задушевно: живое, не под "фане­ру", исполнение песен, настоя­щий, а не синтетический звук ду­хового оркестра.

Первая часть спектакля - некая стилизация "а ля рюс" в духе бру­тальной эстетики 20-х годов. Частушки, "речевки", грубоватый "матросский" юмор... Но внешняя простота и душевность формы спектакля - повод сказать нечто важное о любви и смерти.

Бумбараш (Э.Терехов) лишен какой бы то ни было простонарод­ной хитрецы своего киношного прототипа. Он покорно доверяет­ся судьбе в лице белой армии, обязавшей его идти на войну. Бумбараш продолжает верить жизни и людям и тогда, когда они доказывают ему, что он умер, и даже тогда, когда брат Гаврила грозится убить его. Легкость души Бумбараша, что "над землей как Архангел парил", делает его не­уязвимым для смерти. Ни белые, ни красные, ни "контра" так и не поймали его.

В конце первого акта зрители видят Бумбараша наверху, "на небе". И здесь, мне кажется, кон­чается балаганно-лубочная часть спектакля, который постепенно переходит в некую притчевость, "житие". Грустно и безгрешно взирает "Архангел" - Бумбараш на алчущую его жизни кровавую мя­сорубку, которая когда-то была родной землей. Однако жестокое убийство друга заставило Бумба­раша спуститься с небес на зем­лю: он вновь оказывается в кро­вавом месиве.

Неуязвимому Бумбарашу смерть мстит по-другому - она от­нимает у него любимую жену.

Но возвращает брата - убийцу жены и соперника в любви. Ибо в горе нет ни белых, ни красных, ни зеленых. В горе, как и в смер­ти, все равны. Стоя по разные стороны барьера, сходясь в смер­тельном поединке, братья, оказы­вается, пели об одном и том же.

Вдохновенная слаженность игры актеров, их азарт передают­ся и зрителям. В конце спектакля никому не хотелось уходить, и ак­теров долго не отпускали со сце­ны.

В спектакле много, что называ­ется, "попаданий в образ": валь­яжный, сумрачно-беспутный, но обаятельный в своей разбойной неприкаянности Гаврила (арт. А.Марушев), сомнамбулически-зацикленный на "мировой рево­люции", обуреваемый мечтами "о всеобщем счастье" террорист-одиночка Яшка (О.Белов). Темпе­раментно ярок, азартен Левка (С.Меркушев).

Спектакль дал нам, зрителям, то, что может дать только театр - воз­можность ощутить здесь, сейчас творческую энергию актеров и ав­торов спектакля и самому побыть его автором (кстати говоря, зри­тели принимают участие в спек­такле в буквальном смысле - чи­тают знаменитое "письмо" Бумба­раша, "работают" посыльными).

Итак, скептик посрамлен. Мас­терство режиссера явилось во­лшебной палочкой, вдохнувшей в, казалось бы, давно прочитанный сюжет новую жизнь, звук, цвет.

Виват, Маэстро!

«Самарская газета», 15 мая 1997 г. О.СОКОЛОВА