Воскресение
По мотивам романа Л.Н.Толстого
Одним апрельским утром жизнь главного героя Нехлюдова переворачивается с ног на голову. Он мог бы жить себе в удовольствие, каждое утро пить кофе, нежиться в постели до обеда и вдобавок жениться на хорошенькой Мисси, но с этого утра он уже никогда не вернется к прежней жизни. Этим утром его вызвали в суд...
В основе последнего романа Льва Толстого – реальный случай судебной практики, рассказанный писателю знаменитым адвокатом Анатолием Кони. Толстой включил в него эпизод своей молодости (соблазнил горничную своей тетушки)
Режиссеру Денису Хусниярову интересен в «Воскресении» человек, который прожил жизнь и находится практически в конце пути. Может ли грешник стать на путь истинный? Кто имеет право судить и наказывать? И что же было в твоей жизни?
*В спектакле присутствуют сцены табакокурения. Эти сцены необходимы для воплощения художественного замысла. Курение вредит вашему здоровью.Продолжительность
3 часа c одним антрактом
Возрастные рекомендации
16+
Сценическая площадка
Большая сцена
Премьера
15.03.2024
-
Нехлюдов Дмитрий Иванович, князь, 35 лет
Касатьев Петр -
Нехлюдов после всех испытаний, Мистер Крукс
Меженный Алексей -
Мисси Корчагина, потенциальная невеста Нехлюдова
Вельмискина АнастасияЦой Олеся -
Маман, мама Мисси
Максимова Виктория -
Председатель суда
Добряков Дмитрий -
Прокурор
Долгих Юрий -
Купец
Земляков Юрий -
Учитель
Клюев Евгений -
Капитан
Кричмарь Владислав -
Дворянин
Пеньков Андрей -
Маслова Екатерина
Львова Вероника -
Маслова Екатерина в молодости
Баушева АлександраФеофанова Мария -
Картинкин, подсудимый
Зимников Владимир -
Бочкова, подсудимая
Конева Антонина -
Смотритель, хозяин острога
Макаров Сергей -
Дочь смотрителя, пианистка
Боляновская Елена -
Адвокат Фанарин
Маркелов Павел -
Богодуховская Вера
Ламинская Ольга -
Симонсон
Гладких Евгений -
Коля
Тимофеев ЯрославНабиуллин Ренат -
Масленников, вице-губернатор
Касатьев Роман -
Мария Васильевна, жена Масленникова
Образцова Екатерина -
Бабушка Крукса, переводчица
Гаврилова Людмила -
Старушка, тетка Масловой
Долгих Любовь
«Дмитрий Иванович - человек в принципе неплохой. Хороший, так сказать, человек. Ну, хороший, как все мы - хорошие люди».
«И ничего тебя не спасет, и будет все как в писании написано. А написано там, что всяк человек – прах. Всяк человек - горстка пепла. И дунет Бог на эту горстку – назад ее не соберешь».
«Народная игра, «Го-ре-лки» называется. От слова «гореть». Гореть, сгорать, выгорать, перегорать…корень «гор».
«Обязанность же моя состоит в том, чтобы судил не ложно, а справедливо!».
«Чего вылупился на меня? Чего вы все на меня пялитесь? Глазами водите от шеи до груди, и по ногам водите, пожираете!».
«Наш Митя не такой, наш Митя порядочный!».
«Я вас спрашиваю: почему нас здесь хлещут? Как скотину! Денно и нощно, с утра до вечера. Насилие по отношению к живым организмами – разве это допустимо?».
- Елена БояркинаПобывали на премьере спектакля "Воскресение" в "СамАрте". Сказать, что понравилось - ничего не сказать! На мой взгляд, потрясающая актерская игра! По-моему, зрители дышать забывали в особо сильных моментах спектакля. Очень рекомендую.
- Роман Беленков“С удовольствием сегодня посетил Самарский театр юного зрителя «СамАрт».
Премьера спектакля «Воскресение» по роману Льва Николаевича Толстого.
Это было - «сильно»! Оригинальная сценография, современная подача и честные эмоциональные работы актёров!
Особо хочу отметить живую и пронзительную игру Заслуженной артистки России - Людмилы Михайловны Гавриловой.
Спасибо режиссеру и всей команде театра.”
- Юлия Иванова«Воскресение» — последний роман Льва Николаевича Толстого.
Для писателя этот роман был своеобразным итогом раздумий над современной действительностью, художественным выражением того нового миросозерцания, к которому он пришёл в результате окончательного разрыва со своим классом и перехода на позиции защитника крестьянских интересов.
Самарский театр юного зрителя «СамАрт», благодарю.
3 часа на одном дыхании. Я книгу не читала, поэтому ждала развязки. Пару раз всплакнула, переживая трагизм случившегося…
Для меня это история о том, как важно вовремя закрывать свои гештальты, проживать плохое и хорошее здесь и сейчас, и не убегать от своих плохих поступков.
Игра актеров. Современные нотки так искусно вплетены в столь давнюю историю. Минимализм в декорациях, но настолько круто продуманно - Светлана КеласьеваНовый худрук Самарта Денис Хуснияров поставил "Воскресение" по Толстому. Неоднозначно. Местами интересно, местами красиво, местами абсурдно. Периодически возникают вопросы... Алексей Меженный по-прежнему красавчик, Петр Касатьев тоже (оба играют Нехлюдова). Александра Баушева (Катюша Маслова в молодости) хороша.
- Максим СмирновСегодня я посетил спектакль "Воскресение" по роману Льва Толстого в Самарский театр юного зрителя «СамАрт» и хотел бы поделиться своими впечатлениями.
Во-первых, стоит отметить прекрасную актерскую игру и глубину образов, созданных актерами. Каждый герой был прекрасно проработан, и актеры сумели передать все тонкости их характеров.
Немного сюжета. Произошло несчастье – купца Смелякова ограбили и отравили. Зритель оказывается перед сценой в тюремной камере, где вызывают женщину по фамилии Маслова, представительницу преступной категории. Она ожидает своего суда. В итоге ей объявляют приговор – четыре года каторжных работ. Вопрос оправданности ее наказания остается спорным. Ведь среди присяжных находится мужчина по имени Дмитрий Нехлюдов. И к его удивлению, он узнает в обвиняемой свою знакомую девушку. Прошло уже почти десять лет с тех пор, как он бросил ту, которую предварительно соблазнил.
Во-вторых, хочется отметить прекрасную работу режиссера, который сумел создать на сцене атмосферу эпохи и передать дух романа Толстого. Декорации и костюмы были очень аутентичными и помогали зрителю полностью погрузиться в атмосферу спектакля.
В целом, я бы с уверенностью рекомендовал этот спектакль всем, кто интересуется русской литературой и искусством. "Воскресение" - это прекрасный образец того, как можно бережно и уважительно относиться к классике и при этом создавать что-то новое и интересное для современного зрителя.
- Андрей Большаков
Воскресение
Любопытный факт, что пьеса по которой поставлен спектакль «Воскресение» специально написана для самарского театра юного зрителя. Премьеру ждали, гадали, в кулуарах предполагали и рассуждали, что же такого удивительного всех ждет? В прошедший уик-энд состоялось три показа на зрителя, в апреле будет еще четыре...
ОШИБКА ВОСПРИЯТИЯ
По всей видимости идти на спектакль нужно подготовленным, освежить сюжет в памяти. Способ у каждого свой:
а) пробежав глазами краткое содержание,
б) полистать роман в бумажном или электронном виде,
в) посмотреть классическую экранизацию или прослушать аудиокнигу,
г) для самых настойчивых всегда есть возможность посмотреть спектакль в записи (и исполнении другого театра).
д) почитать критику и разборы на книгу и творчество Толстого.
А можно выполнить в качестве арт-подготовки всё сразу, иначе заметный риск просто запутаться в режиссерских экзерциссах. Я как раз из тех зрителей, что пришел на сложный урок, без прилежно выполненного «домашнего задания». Третий день осмысливаю увиденное. Ищу следы жизни словно на не знакомой планете после ядерного взрыва.
ДИЗАЙН-КОД
Мне понравилось сценическое оформление!
Итак, в первом отделении перед нами предстает стеклянный лабиринт, в котором передвигаются люди. Помните были такие головоломки-лабиринты, что мальчишки таскали в своих карманах, где стальной шарик нужно было гонять туда- сюда- обратно?
Собственно в этой предлагаемой и внушительной прозрачной кубатуре и разворачивается основное действие спектакля. Венчает и собирает к константе высоченный столб-часы, причём ярко красный. Выкрашенный в корпоративном цвете театра, после недавно проведенного ребрендинга.
Эта сценическая доминанта находится продолжительное время в самом центре вращающейся конструкции, которая, кстати, движется против часовой стрелки. Словно подсказывая зрителю, что мы с вами не наяву, мы постепенно погружаемся в череду полуснов, половинчатых воспоминаний, сумасшедших предположений и условностей.
Вокруг эффектного лабиринта расположены в полукруге 7 начальственных тронов. Они также того самого яркого красного цвета, взойти к которым можно только по довольно крутым и высоким лестницам.
Они словно образуют периметр вокруг «колеса жизни», с которого наблюдают за людьми. Человек наделённый властью за происходящим всегда смотрит сверху вниз. Кстати, в одной из сцен с одним из тронов происходит удивительная метаморфоза Преображения, о которой не буду рассказывать, пусть остаётся сюрпризом. Одним словом к соблюдению придуманного стратегического дизайн-кода для театра вопросов нет. Стильно, модно, молодежно.
СПИРАЛЬ СЮЖЕТА
Постановка нового режиссера театра неизбежно заставляет зрительный зал погрузиться в продолжительные и пространные размышления, вызывая неизбежное сопереживание не только главным, но и второстепенным героям. Ведь у каждого из них своя трагедия, а мы сами живем в очень непростое время.
Не ходя вокруг да около, без особых прелюдий нас сразу же погружают в ситуацию трагедии Екатерины Масловой, которая «добросовестно» несет трудовую вахту в одном из домов терпимости. Её обвиняют в преступлении – в отравлении, дело рассматривают присяжные. Один из присяжных главный герой пьесы – князь Нехлюдов. Режиссерский прием, что главную женскую и главную мужскую роль исполняют по очереди два актера. Им достались рисунки роли диаметрально противоположные. Первым досталась «судьба» юных персонажей, вторым же прожить на сцене этап серьезной душевной трансформации.
Потом мы узнаем тайну, что Маслова давным-давно (в той ещё жизни) была соблазнена князем Нехлюдовым и потом брошенной им же. Далее судьба Екатерины рушится, спустя несколько месяцев она осознает, что беременна. Ее выгоняют из дому, в котором она исполняла функции прислуги, а ее ребенок вскоре после рождения замерзает от холода.
Спираль сюжета закручивается в тот момент, когда её приговаривают к каторге в Сибири за преступление, в котором скорей всего не былo её вины. Нехлюдов бросается её спасать. Вся интрига строится вокруг мыслей «А зачем ему это нужно?», «Неужели спасет?», «Спасая её он ищет спасения для себя?».
ДЕТАЛИ
Интересный ещё факт, что в рамках репетиционного процесса в январе 2024 года театр «СамАрт» побывал в настоящей творческой экспедиции. В Ясной Поляне режиссер и актеры собирали материалы для подготовки премьерного спектакля. Поездка на родину Толстого помогла артистам и создателям спектакля углубиться в материал, серьезно погрузиться в атмосферу совместного творчества.
В ноябре 2023 года произошли первые читки пьесы вместе с драматургом Алексеем Житковским. От первой читки до показа на зрителя прошло не так уж и много времени. «Воскресение» стало первым спектаклем, который выпустил в Самаре художественный руководитель СамАрта Денис Хуснияров. Над «Воскресением» работали художники Семен Пастух и Яна Глушанок, художник по свету Игорь Фомин, композитор Василий Тонковидов и хореограф Павел Самохвалов. Серьезная и сильная команда, в профессионализме которых никто не сомневается.
Да, спектакль получился во всех смыслах необычным. Второе действие (после антракта) переносит зрителя в абсолютно новую и придуманную реальность. Она порой напоминает театральный эскиз, даже попурри из нескольких. Мы сейчас как ухнём, как покажем самое интересное, да всë и сразу и «желательно без хлеба».
Идет тщательная работа с пространством, отсекая лишнее, заметно и старательно уходя от цветовой яркости. Одна из сцен уводит персонажей словно в преисподнюю, на дно, очевидно вниз (технические возможности сцены это позволяет). Те же самые лестницы-троны мы снова видим, но теперь как бы наизнанку. Словно через приём обратной перспективы, как бывает в иконописи.
Зрителя погружают в самую глубокую фазу сна. А там возможны любые образы, неожиданные сюрпризы, самые фантастические вставки.
СЛОЖНОСТИ
Спектакль получился довольно многослойным, перед просмотром необходимо повысить свою вовлеченность в классический сюжет позднего и сильно рефлексирующего Толстого. Готовлюсь в будущем почитать профессиональную критику на увиденный спектакль, что надеюсь выйдет в самарской прессе. Сравнить так сказать своё личное впечатление с мнением маститых профессионалов.
Визуально – это действительно красивый, эффектный спектакль, но я не понял до конца режиссерского замысла. Сон ради сна? Посмотрите, как нужно понимать Толстого? Вот каким должен быть современный театр? Мы таким образом пишем второй том «Воскресения»?
На премьере было какое-то чувство, что пришёл не в «театр юного зрителя», а в «театр исключительно очень опытного зрителя», искушённого всем и уже повидавшего в этой жизни о-го-го. Не знаю как Вы, а я пошел домашку делать дальше, к следующим сложным урокам)
P. S.
Выбранный стиль и подача в плане маркетинга мне невероятно симпатичны.
- Ольга ТюминаА вечером премьера в театре САМаРТ - ВОСКРЕСЕНИЕ!
РОМАН "ВОСКРЕСЕНИЕ" БЫЛ ОПУБЛИКОВАН В 1899 ГОДУ. ЭТО ОДНО ИЗ ПОСЛЕДНИХ КРУПНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Льва ТОЛСТОГО.
В РОМАНЕ ПОДНИМАЮТСЯ ВАЖНЫЕ ТЕМЫ МОРАЛИ, РЕЛИГИИ, СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМАТЬСЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ.
"ВОСКРЕСЕНИЕ" ОКАЗАЛО БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФИЛОСОФИИ, ВДОХНОВИВ МНОГИХ ПИСАТЕЛЕЙ.
Сегодня в Прощёное воскресенье особенно важно задуматься о наших мыслях и действиях, что на нас влияет и на что можем повлиять мы, для чего мы живем и кому можем помочь, кого простить, у кого попросить прощение …
- Галина ПономареваПослушала роман Л.Н. Толстого, и основной вопрос у меня был: получится ли передать весь замысел произведения за такое ограниченное время? Да!
Тяжелое, глубокое произведение и такой же спектакль. Даже воспоминания сейчас наполнены грустью и множеством неразобранных мыслей.
В постановке в реальном времени пересекается прошлое и настоящее. Воспоминания наслаиваются на события, это помогает оценить обе ситуации сразу, ярче увидеть масштаб последствий и происходящие изменения.
Утрированно, через шутки, песни, мимов, наигранные жесты, высмеиваются фальшь, лень, глупость и безразличие чиновников. Обычно такой формат не нравится, но тут оказался очень уместным.
Декорации из множества стеклянных комнат, лабиринтов позволяют легко изменить место действия, а с помощью света создаются различные эффекты. Почему-то возникли ассоциации с «Тёмные аллеи» И.А. Бунина о выборе пути и неизведанных тропинках души.
Большое спасибо режиссеру и актерам!
Спектакль могу смело советовать! Но, наверное, после прочтения романа.
- Екатерина МамедоваЧудесный вечер и завершение нашей насыщенной недели.
Первая постановка нового художественного руководителя Самарский театр юного зрителя «СамАрт» Дениса Хусниярова по роману Льва Толстого «Воскресение».
1. Смотреть нужно обязательно.
2. Алексей Меженный поклон и уважение! Очень хорошая работа Сергея Макарова (Смотритель), чудесная Людмила Гаврилова.
3. Решение режиссера и сценографа довольно органично столь сложному материалу.
4. Послевкусие очень хорошее. Есть что обсудить.
Спасибо, Коллеги
- Елена ШишкинаУ всех с детства остались страшилки типа фильмов про Му-му и Белого Бима. У меня на одну больше. Я почему-то очень ясно помню старый, черно-белый фильм Воскресенье. Что-то, видимо, сказала мне про него такого бабушка, что в голову на вечно запало - нет доли печальнее, чем у Кати Масловой.
Вообще, из того, что дедушка с бабушкой говорили мне про взрослую жизнь трудно было даже намеком предположить, что в отношениях мужчины и женщины могут проскальзывать приятные моменты.
Вчера на премьере «Воскресенья» в Самарте силилась вспомнить, что же именно она сказала? Может уже перестанет быть так страшно ползать с пузом в грязи, когда барин только зановесочку задернет, из брезгливости, чтобы недавно желанную свою, не видеть?
Та самая, что в грязи - Вероника Львова. А когда мы вместе работали она была Мартышкина и, выходя замуж, без охоты меняла фамилию, ведь по характеру хохотушка Вероника на свою девичью фамилию похожа куда больше.
В спектакле она играет взрослую Катерину - грубую, вульгарную бабищу.
Еще недавно я видела ее невероятно нежный образ в «Возвращении» и вот такая живая и натуральная хабалка с рынка.
Очень рада, что Вероника стала так много, разнообразно и хорошо в последние годы играть.
Еще одна героиня - Мисси росла на моих глазах. Это же дочка коллеги - Анастасия Вельмискина)) поздравляю папу с очевидным успехом!
Пять минут разрядки от гнетущей атмосферы - комедийная роль адвоката, сыгранная Пашей Маркеловым.
Все остальное время на сцене суд, тюрьма, каторга, одно предательство за другим. Вечер не будет легким, и это если еще вас, как меня, судьба Масловой не кошмарит с самого детства. Но спектакль надо смотреть, тем более - это первая большая работа нового худрука театра Дениса Хусниярова.
С премьерой, Самарский театр юного зрителя «СамАрт»
- Наталья ТимошкинаПоход на премьеру спектакля «Воскресение» в Самарский театр юного зрителя «СамАрт» нашим интеллектуальным клубом «Гоголь бы сжег» состоялся!
Было очень интересно, животрепещуще, как и полагается качественному спектаклю, задеты разные струны души...
Спасибо!
- Валя ФокинаОбожаю «Воскресенье» Льва Толстого, а тут премьера в Самарский театр юного зрителя «СамАрт». Прекрасная глубокая постановка. Восторг!
- Марина ГришинаСходили на спектакль Воскресение 16 марта, на 2-й день после премьеры. Не помню уже, входит ли роман в школьную программу, но я его однозначно когда-то читала в школе или чуть позже, но он прошёл как-то мимо, не отозвался. А потом попала на фильм с Матвеевым и Сëминой. Просмотрела от начала и до конца. Задумалась в первый раз) А лет 5-7 назад натолкнулась на аудио спектакль Воскресение в исполнении Юрия Яковлева. И вот тут-то меня проняло! Я каждой клеточкой его поняла и приняла. И естественно, когда узнала что в Самарте премьера, вопросов идти/не идти не возникло.
Спасибо создателям спектакля, я получила именно то, что хотела, что ожидала! Игра актёров великолепная. От монолога Катюши Масловой в тюрьме аж мурашки. Актрисе отдельный поклон. И ещё очень понравилась именно постановка: смена сцен, неожиданные сравнения. Свет, звук и вот этот вращающийся стеклянный лабиринт - огонь пожар. Очень многослойно. Единственное что - бабуленька проповедница и песня (на the doors по стилю похожая для меня). Ну это не испортило, скорее удивило, было неожиданно. Уже всем рекомендовала.
Считаю, надо идти 100%. Школьникам и молодёжи особенно. Может, они и не поймут сразу (как я когда-то), но надо же начинать воспитание души с чего-то) спасибо за спектакль!