You are here

«СамАрт». Как это было. Хроника одного театра



К своему 80-летию («СамАрт» отметит его 14 декабря) театр получил неплохой подарок: в третий раз за свою историю прошел на главный национальный театральный конкурс страны «Золотая Маска». Накануне юбилея «ВК» отматывает пленку назад, чтобы «вспомнить все».

1990-2010: «СамАрт» в цифрах
- 23-27 артистов работало в театре в 1990 году
- 45 артистов насчитывает труппа в 2010 году
- 50% труппы – выпускники СГАКИ
- 87 спектаклей поставлено за 20 лет, из них 50 – для детей и молодежи
- 30 режиссеров работали в театре
-  0,9 - 1 млн - число зрителей на спектаклях
- 47 раз театр выезжал на гастроли по России и миру

1930-е годы

Подробностей основания театра немного. Известно, что в декабре 1930-го в городе появились афиши, в которых сообщалось, что в клубе коммунальников, в Самарском краевом театре юного зрителя, состоится премьера спектакля по пьесе Н. Шестакова «Аул Гидже» в постановке режиссера Бориса Смирнова. Что немаловажно для ТЮЗа того времени, пьеса не была слишком «густонаселенной». В год открытия спектакль ТЮЗа посмотрели 124 тысячи зрителей. Труппа  насчитывала 19 человек. Репертуар уже в первые годы был разнообразен: «Дубровский», «Тартюф», «Бедность не порок», «Дон Кихот». Особое внимание юного зрителя привлекла пьеса  Бруштейн по роману Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

В 1932 году театру дают собственное здание – клуб имени Масленникова на Самарской улице. В 1937 году произошло  важное событие в жизни ТЮЗа: прежде он входил  в систему народного образования, а теперь был переподчинен Куйбышевскому управлению по делам искусств и вошел в число профессиональных  коллективов области. Кроме того, как сообщала газета «Волжская коммуна», проведено частичное переоборудование помещения, благоустроено фойе, гардероб, касса, все стены покрашены масляной краской.

1940-е годы
С началом войны, в июне 1941 года,  театр перестал существовать: решено было  расформировать ТЮЗ, имущество раздать «взрослым» театрам, артистов распределить по драматическим труппам области. Но уже 1 июня 1943 года состоялось второе рождение Куйбышевского ТЮЗа, репертуар которого теперь должны были составлять тексты исключительно военно-патриотической направленности. Тогда театр стали обвинять в «овзрослении» репертуара.

1950-е годы
В начале 50-х Куйбышевский ТЮЗ не миновала линия «культа личности»: на сцене то и дело возникали образы Ленина и Сталина. Но в лидеры  репертуара вышли Лев Кассиль, Сергей Михалков и Виктор Розов. Самым же репертуарным в ТЮЗе в эти годы был Аркадий Гайдар - его «РВС» ставили несколько раз.

1960-е годы
С именем режиссера Даульсона, возглавившего театр в 1960 году, связано начало работы ТЮЗа с местными драматургами. Повесть журналиста Андрея Вятского «Лидка-чапаенок» стала основой спектакля о самарских девчонках и мальчишках революционных лет - «Выросли мы в пламени». Пьеса самарского драматурга Владимира Молько «Когда в сердце тревога» вслед за ТЮЗом была принята к постановке и в других городах СССР.

Новое направление в работе ТЮЗа, связанное с именами главных режиссеров Наума Генцлера и Якова Лобача, определило и новое сценическое воплощение героической темы в спектаклях ТЮЗа. Ярким примером тому стал спектакль «Как закалялась сталь». Он отличался от предыдущих постановок популярного романа попыткой предельно обнажить сложный внутренний мир героя. Роль Павки Корчагина сыграл молодой артист  Алексей Симкович.
Идет реконструкция театра, коллектив вынужден выезжать на длительные гастроли, играть спектакли на сценах городских и сельских клубов.

1970-е годы
В сентябре 1970 года в помещении Дворца культуры на площади им. Кирова  стартовал 40-й сезон ТЮЗа. В 1971 году театр открыл новый сезон в отремонтированном здании на ул. Самарской, 95.
70-е годы  в театре связаны с именем талантливого режиссера Льва Шварца. Он промелькнул на куйбышевской сцене, как метеор. Начал с яркого спектакля «Итальянская трагедия» по роману «Овод». Ярко и красочно решил спектакль «РВС», превратив его в своеобразный мюзикл – с песнями, танцами, хором. Затем были «Доктор Айболит», «Московские каникулы», «Неизвестный солдат», «Я вижу солнце», «Вишневый сад». Почти все спектакли ТЮЗа того времени были музыкальными. К большинству из них музыку написал зав. музыкальной частью театра, композитор Леонид Вохмянин.

В 1975 году  директором театра стал Валерий Ерохин, главным режиссером - Тенгиз Махарадзе. Спектакль «Дерзость» по пьесе Погодина стал его визитной карточкой. В 1977 году спектаклем «Допрос» по пьесе Родионова открывается малая сцена театра.
Следующим главным режиссером становится Евгений Фридман. Он ставит «Донские рассказы», «Тома Сойера», «Четыре девушки и странный персонаж», «Винни-Пух и все, все, все», «На дне». Фридман открыл театральной Самаре актерский  талант Игоря Данюшина в спектакле «Четыре девушки и странный персонаж», а затем в трогательной истории о Шишке.

1980-е годы
80-е годы оказались для театра непростыми. В 1984-м году его чуть не закрыли - был проект присоединить ТЮЗ как молодежную студию к Театру драмы. В эти годы театр много работал с приглашенными режиссерами. Михаил Карпушкин поставил спектакль «Гуманоид в небе мчится, или А все-таки она вертится» и «Завтра была война», Александр Золотухин – «Разбойники»,  Михаил Бычков - «Два клена», Станислав Митин - «Сказку про Петера Мунка и его сердце», Андрей Дрознин - «Маугли», Алексей Симкович - «Похождения храброго Кикилы», «Конек-горбунок», «За рекой моя деревня». Анатолий Болотов окончил высшие режиссерские курсы, вернулся в театр и поставил  замечательные спектакли «Вей, ветерок», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Емелино счастье», «Песнь о комдиве» и другие.

В 1982 году главным режиссером театра становится Владимир Муравец.  Его режиссерский дебют  - спектакль «Подсвечник Чаадаева» по пьесе Полонского. Затем были «Король-олень» Гоцци, «Салют динозаврам!»   Мамлина, «Вечно живые» Розова и другие. В  театральных программках появились новые имена  артистов: Дымова, Жукова, Романенко, Бердников, Шилова, Илясова, Попов, Терехов.  Впоследствии Эдуард Терехов стал самым молодым заслуженным артистом РФ в Куйбышевском ТЮЗе.
В 1989 году после смерти Валерия Ерохина директором театра стал Сергей Соколов.

1990-е годы
Юбилейный 60-й сезон в 1990 году «СамАрт» открыл в реконструированном здании бывшего кинотеатра «Тимуровец». Началась новая история театра.

Один за другим появляются спектакли, о которых говорит вся Самара: детские «Похождения храброго Кикилы», «Конек-Горбунок», «Кот в сапогах» (постановка Симковича), «взрослая» сказка Шварца «Дракон» (реж. Дрознин), фолк-опера «Клопус-нормалис» (реж. Болотов).
Вершинным достижением этих лет стала «Поминальная молитва» Горина. С этого спектакля, поставленного в 1992 году Андреем Дрозниным, началось сотрудничество «СамАрта» с народным артистом СССР Николаем Михеевым. Достойными партнерами Михеева (Тевье) были Людмила Альбицкая (Голда), Эдуард Терехов (Перчик), Юрий Долгих (Менахем), Игорь Данюшин (Лейзер), Алексей Симкович (Урядник). Спектакль был с большим успехом показан на фестивале «Театры Самары в Москве» в ноябре 1993 года (это первый в истории Самарского ТЮЗа выезд в столицу). После ухода из жизни Николая Михеева в спектакле играли Владимир Стеклов (Тевье), Александр Абдулов (Менахем), Олег Школьник (Лейзер), Олег Свиридов (Тевье).

Анатолий Болотов ставит «Ромео и Джульетту» с непривычно решенными образами шекспировских влюбленных (Эдуард Терехов, Ольга Агапова/ Маргарита Шилова). Событием стал и «Гамлет» в постановке англичанина Аласдера Рамсея и выступление  Юрия Долгих и Юрия Землякова в спектакле «Кентерберийские рассказы» в составе английской труппы. Спектакль «Биение сердца» голландского режиссера Рула Твейнстра  был показан на фестивале во Фрайбурге (Германия), а в 1998 году - на Авиньонском фестивале во Франции.

В 1996 году известный режиссер и театральный деятель, народный артист Латвии Адольф Шапиро принял предложение Сергея Соколова о творческом сотрудничестве. По режиссерской идее Шапиро и проекту московского архитектора Юрия Харикова, зал театра превратился в современную, легко трансформируемую артистическую студию.

28 апреля 1997 года премьерой спектакля «Бумбараш» в постановке Адольфа Шапиро открылся новый театр и новые горизонты перед ним. «Бумбараш» был выдвинут на соискание «Золотой маски» сразу по трем номинациям.

Редакция благодарит завлитчастью «СамАрта» Елену Ползикову за помощь в подготовке материалов

«Волжская коммуна», от 19.11.10