You are here
Чтобы в спектаклях все было «как по нотам» (Тонковидов)
Музыка в драматическом театре - особое выразительное средство. Сегодня среди драматических актеров практически нет непоющих.
Музыка в драматическом театре - особое выразительное средство. Еще несколько десятилетий назад крупные драматические театры располагали собственными оркестрами или по крайней мере инструментальными ансамблями - это было вполне обычным явлением. Музыкальные номера по ходу представлений исполнялись вживую, ни о каких фонограммах не было и речи.
Музыкальное оформление спектаклей может строиться с использованием известных сочинений, но особую ценность представляет музыка, специально сочиненная к тому или иному спектаклю. Сегодня можно говорить о самостоятельном жанре музыки для драматических спектаклей - именно спектаклей, а не того, что в драматических труппах стали называть мюзиклами. В этом жанре «отметилось» множество самых известных композиторов. Достаточно назвать один только вальс Арама Хачатуряна к спектаклю Театра имени Моссовета по драме Лермонтова «Маскарад». А целая гирлянда мелодий из музыки Тихона Хренникова к спектаклю Театра имени Вахтангова по комедии Шекспира «Много шума из ничего», в числе которых песни «Как соловей о розе», «Ночь листвою чуть колышет». Примеры можно множить и множить.
Никогда не пренебрегал авторской музыкой при постановке новых спектаклей и Самарский театр юного зрителя. Многие годы ее сочинял заведующий музыкальной частью театра Леонид Вохмянин. Сегодня эту традицию продолжает композитор Василий Тонковидов.
Василий Тонковидов: «Музыка держит форму драматического спектакля»
Собственный композитор в штате - привилегия для театра. Имеется в виду не просто штатная единица, а композитор, так сказать, божьей милостью, человек, не только обладающий талантом музыканта, но и безошибочно ощущающий специфику театрального действа и способный передать в звуковой партитуре его суть и характер, становясь полноправным соавтором тех, кто создает спектакль.
Таков работающий в «СамАрте» композитор Василий Тонковидов.
- Как вы, Василий, стали композитором?
- Я окончил музыкально-педагогический факультет Самарского педагогического университета, а затем Екатеринбургскую консерваторию как пианист. Композиции специально не учился. В театре начал работать музыкантом, а композитором становился постепенно. Впрочем, обучение этому не гарантирует качество сочинений.
- С чего начиналась ваша деятельность как театрального композитора?
- Моей первой работой в этом жанре был мюзикл «Маугли», который мы с Эдуардом Тереховым сделали в одной из дальних сибирских школ. Я понял, что у меня что-то может получаться. А первой серьезной композиторской работой в «СамАрте» стал спектакль «Женщина в подарок». В то время я был руководителем оркестра театра.
- Работа в театре, очевидно, и стала определяющей для вашей творческой ориентации как театрального композитора.
- Я пишу и в других жанрах - музыку, не связанную с театром: для фортепиано, инструментальных ансамблей. Мои пьесы играют в музыкальных школах, одна есть в репертуаре самарского муниципального духового оркестра. Но это не главное. Девяносто процентов того, что сочиняю, - это театральная музыка.
- Значит, в этом жанре вас что-то особенно привлекает.
- Дело в том, что далеко не у каждого композитора есть возможность практически сразу услышать свою музыку. А в театре такая возможность имеется. Написал, и завтра твоя музыка уже звучит, и ты можешь оценить, легла она на какую-то историю или нет.
- Какова, на ваш взгляд, роль музыки в драматическом спектакле?
- Музыка держит форму спектакля - и поэтические, и прозаические его стороны. Она как бы цементирует действие.
- С чего начинается у вас сочинение музыки к спектаклю: с каких-то ассоциаций, с интуиции или вы опираетесь на уже приобретенный опыт?
- На самом деле основой является режиссерская концепция, иначе спектакль не состоится. Естественно, можно уйти немного в сторону, но не нарушая при этом режиссерского замысла. В драматических спектаклях у композитора, конечно, больше свободы в способах выражения, чем в спектаклях музыкальных. Многое зависит и от сценографии. Нужно представлять, что будет происходить на сцене, какие будут костюмы, общая цветовая гамма постановки. Но при этом пытаешься все-таки выразить и себя самого.
- Театральный художник отталкивается от эпохи. А от чего отталкиваетесь вы, композитор, где черпаете нужные ощущения, настроение?
- Иногда это просто загадка природы, внутреннее чутье. Я слышу это, может быть, из космоса. Сосредотачиваешься, углубляешься в процесс, и что-то к тебе нисходит. Работаешь как бы с неким проводником.
- Можете ли вы изменить что-то в музыкальной партитуре в продолжение сценической жизни спектакля?
- Конечно. Спектакль - живой организм, и я могу что-то поменять, потому что и сам спектакль изменяется с течением времени.
- Много ли на вашем счету спектаклей, для которых вы сочинили музыку?
- В «СамАрте» я написал музыку уже к десятку спектаклей. Из классики это «Ревизор», «Таланты и поклонники», «Отцы и дети», «Фальшивый купон». Могу назвать также «Счастливого Ганса», «Азбуку Льва Толстого». География моего творчества постоянно расширяется. Довелось писать музыку и для театров, расположенных в других городах. В их числе Санкт-Петербургский и Екатеринбургский театры юного зрителя.
- Не смущает ли вас жесткий график выпуска спектаклей?
- В этом смысле бывает иногда сложно, особенно в экстренных ситуациях, когда нужно что-то сочинить в течение нескольких недель и счет идет буквально на часы. Но это - специфика работы театрального композитора.
Музыка в драматическом театре - особое выразительное средство. Еще несколько десятилетий назад крупные драматические театры располагали собственными оркестрами или по крайней мере инструментальными ансамблями - это было вполне обычным явлением. Музыкальные номера по ходу представлений исполнялись вживую, ни о каких фонограммах не было и речи.
Музыкальное оформление спектаклей может строиться с использованием известных сочинений, но особую ценность представляет музыка, специально сочиненная к тому или иному спектаклю. Сегодня можно говорить о самостоятельном жанре музыки для драматических спектаклей - именно спектаклей, а не того, что в драматических труппах стали называть мюзиклами. В этом жанре «отметилось» множество самых известных композиторов. Достаточно назвать один только вальс Арама Хачатуряна к спектаклю Театра имени Моссовета по драме Лермонтова «Маскарад». А целая гирлянда мелодий из музыки Тихона Хренникова к спектаклю Театра имени Вахтангова по комедии Шекспира «Много шума из ничего», в числе которых песни «Как соловей о розе», «Ночь листвою чуть колышет». Примеры можно множить и множить.
Никогда не пренебрегал авторской музыкой при постановке новых спектаклей и Самарский театр юного зрителя. Многие годы ее сочинял заведующий музыкальной частью театра Леонид Вохмянин. Сегодня эту традицию продолжает композитор Василий Тонковидов.
Василий Тонковидов: «Музыка держит форму драматического спектакля»
Собственный композитор в штате - привилегия для театра. Имеется в виду не просто штатная единица, а композитор, так сказать, божьей милостью, человек, не только обладающий талантом музыканта, но и безошибочно ощущающий специфику театрального действа и способный передать в звуковой партитуре его суть и характер, становясь полноправным соавтором тех, кто создает спектакль.
Таков работающий в «СамАрте» композитор Василий Тонковидов.
- Как вы, Василий, стали композитором?
- Я окончил музыкально-педагогический факультет Самарского педагогического университета, а затем Екатеринбургскую консерваторию как пианист. Композиции специально не учился. В театре начал работать музыкантом, а композитором становился постепенно. Впрочем, обучение этому не гарантирует качество сочинений.
- С чего начиналась ваша деятельность как театрального композитора?
- Моей первой работой в этом жанре был мюзикл «Маугли», который мы с Эдуардом Тереховым сделали в одной из дальних сибирских школ. Я понял, что у меня что-то может получаться. А первой серьезной композиторской работой в «СамАрте» стал спектакль «Женщина в подарок». В то время я был руководителем оркестра театра.
- Работа в театре, очевидно, и стала определяющей для вашей творческой ориентации как театрального композитора.
- Я пишу и в других жанрах - музыку, не связанную с театром: для фортепиано, инструментальных ансамблей. Мои пьесы играют в музыкальных школах, одна есть в репертуаре самарского муниципального духового оркестра. Но это не главное. Девяносто процентов того, что сочиняю, - это театральная музыка.
- Значит, в этом жанре вас что-то особенно привлекает.
- Дело в том, что далеко не у каждого композитора есть возможность практически сразу услышать свою музыку. А в театре такая возможность имеется. Написал, и завтра твоя музыка уже звучит, и ты можешь оценить, легла она на какую-то историю или нет.
- Какова, на ваш взгляд, роль музыки в драматическом спектакле?
- Музыка держит форму спектакля - и поэтические, и прозаические его стороны. Она как бы цементирует действие.
- С чего начинается у вас сочинение музыки к спектаклю: с каких-то ассоциаций, с интуиции или вы опираетесь на уже приобретенный опыт?
- На самом деле основой является режиссерская концепция, иначе спектакль не состоится. Естественно, можно уйти немного в сторону, но не нарушая при этом режиссерского замысла. В драматических спектаклях у композитора, конечно, больше свободы в способах выражения, чем в спектаклях музыкальных. Многое зависит и от сценографии. Нужно представлять, что будет происходить на сцене, какие будут костюмы, общая цветовая гамма постановки. Но при этом пытаешься все-таки выразить и себя самого.
- Театральный художник отталкивается от эпохи. А от чего отталкиваетесь вы, композитор, где черпаете нужные ощущения, настроение?
- Иногда это просто загадка природы, внутреннее чутье. Я слышу это, может быть, из космоса. Сосредотачиваешься, углубляешься в процесс, и что-то к тебе нисходит. Работаешь как бы с неким проводником.
- Можете ли вы изменить что-то в музыкальной партитуре в продолжение сценической жизни спектакля?
- Конечно. Спектакль - живой организм, и я могу что-то поменять, потому что и сам спектакль изменяется с течением времени.
- Много ли на вашем счету спектаклей, для которых вы сочинили музыку?
- В «СамАрте» я написал музыку уже к десятку спектаклей. Из классики это «Ревизор», «Таланты и поклонники», «Отцы и дети», «Фальшивый купон». Могу назвать также «Счастливого Ганса», «Азбуку Льва Толстого». География моего творчества постоянно расширяется. Довелось писать музыку и для театров, расположенных в других городах. В их числе Санкт-Петербургский и Екатеринбургский театры юного зрителя.
- Не смущает ли вас жесткий график выпуска спектаклей?
- В этом смысле бывает иногда сложно, особенно в экстренных ситуациях, когда нужно что-то сочинить в течение нескольких недель и счет идет буквально на часы. Но это - специфика работы театрального композитора.
«Самарские известия», Валерий Иванов, от 12.11.10