You are here
О женщинах и не только
- Давайте начнем с начала: что делает женщину женщиной?
- На мой взгляд, прежде всего - покой. Если точнее сказать, состояние несуетности. Даже если женщина домашняя хозяйка и занимается бытом, все равно не нужно погружаться в него. А дальше, думаю, уже любовь, которую излучает женщина. Все это исходит из состояния некоторой приподнятости.
- То есть?
- Приподнятость для меня - значит не суетиться, не злиться, не завидовать.
- В последнее время наметилась явная тенденция (я имею в виду вообще в мире) к унификации, глобализации - в экономике, например. В моде утвердился (к счастью еще не господствует) унисекс. Различия между мужчиной и женщиной, заданные природой, людьми стираются. Как женщине сохранить женское начало, оставаться женщиной? И нужно ли?
- Не знаю, раз эти процессы происходят, наверное, так оно и должно быть. Но я от этого страдаю. Я теряю себя, когда становлюсь агрессивной, уверенной в себе, самодостаточной. Мне кажется, теряю весь свой смысл.
- У беззащитной есть риск пропасть...
- Но ведь если я буду жить вопреки себе, перестану быть собой, значит, я все равно пропаду. Мне больше свойственно подчиняться.
- Выходит, не правы те, кто утверждает, что мужчину делает женщина...
- В моей жизни всегда как-то так складывалось, что меня делали мужчины... Может быть, и я как-то делала мужчин, я этого не замечала. Мне везло: если были отношения, то это был человек, от которого я что-то получала. Мужчина должен быть умнее, сильнее, опытнее в чем-то, тогда мне интересно. У меня не складывалось других отношений. Если мужчина был слабее, мне становилось скучно, я делалась невыносимой. И мужчине было со мной трудно.
Я творческий человек. Мне надо, чтобы этот человек был авторитетом - в творческом смысле, интеллектуальном. В любых отношениях мне интересно, когда мужчина ведущий, а я ведомая, хотя у всех это бывает по-разному. Наверное, должно быть и то, и то, и то в любом человеке.
Но в настоящей женщине обязательно включаются еще мягкость, текучесть, гибкость. И в то же время чувство собственного достоинства. У Пастернака есть замечательные строки: "Быть женщиной - великий шаг. Сводить с ума - геройство". Это не очень легко, иногда приходится страдать, плакать, от чего-то отказываться, уходить - для того, чтобы потом кого-то сводить с ума.
- А мучиться, страдать, отказываться - это только для женщин?
- Я могу говорить только за себя, даже не за всех женщин. О том, что мужчина что-то должен, я не думаю. Может быть, это влюбленность? Доверяешь ему и потом как-то перестаешь его оценивать. Когда у нас дело доходило до выяснения отношений, как правило, они заканчивались.
- И тогда одиночество?..
- Я привыкла и умею быть одинокой. Просто у меня есть свой мир. И я могу жить одна в этом мире. Я не встречалась с мужчинами, в которых не была влюблена. У меня никогда это не получалось. Если мне мужчина не нравится, я даже не буду пробовать строить с ним отношения. Потому что знаю, что не вытерплю.
- Для одних женщин важнее любить, для других - быть любимой. А для вас?
- Было по-разному. Пусть меня обвинят в инфантилизме, но сейчас я скажу - быть любимой. Когда меня любят, я не могу не отвечать.
Когда любят, понимают, лелеют - это потрясающее ощущение! Крылья вырастают... Столько можешь в ответ отдать! Для меня это очень важно - сразу становишься женщиной.
- Выходит, чтобы женщина была женщиной, ее любить нужно?
- Думаю, так. Ведь женщина действительно как кошка - приспосабливается к любой ситуации. Когда мне совсем плохо и меня никто не любит, я встраиваю себя в мир, который сама себе сочиняю: я такая прекрасная, я сама буду всех любить. Без любви не могу жить, без влюбленности - могу.
- А разница между ними в чем?
- Для меня любовь - это такие отношения, в которых мы вдвоем можем создать нечто большее, чем я одна. Во мне открываются какие-то новые зоны - и в нем они открываются. И это происходит от нашего с ним взаимодействия. Вдвоем мы создаем нечто большее, чем я одна. Если во взаимоотношениях с человеком я не получаю этого, то я не буду с этим человеком. Потому что если я одна для мира сделаю больше, то какой тогда смысл мне быть с ним? Для меня это неинтересно.
А влюбленность суетнее, чем любовь. Это приятно, это здорово и тоже может тебя вести по жизни. Это может быть начало, предвкушение любви. Любовь и проще, и суровее, чем влюбленность. Для любви нужно время, а влюбленность - сиюминутное чувство.
- Поскольку вы актриса, не могу вас не спросить: отношения с людьми у актрисы и любой другой женщины различаются?
- В идеале нет. В идеале лучшая актриса - это вообще не актриса, а просто человек, просто женщина. Если вспомнить Анну Маньяни, Нону Мордюкову - это женщины из народа, такие же, как и все остальные. Почему, откуда они так играют? Потому что они так живут. Они знают то, что играют, этого же не изобразишь. Актриса, которая совсем не похожа на актрису, для меня самая лучшая. В "неидеале" в нас, в артистах, очень много эгоизма, огромное количество страхов.
- Страхов?
- Потому что мы беззащитные, мы же зависим от мнения окружающих, от того, займут в спектакле или не займут. Страшно, что стареешь, что можешь потерять физическую или творческую форму. Страшно, вдруг не получится, вдруг не понравишься. Это ужас. Это болезнь. Мы все немножко больные люди, как мне кажется.
- Профессиональная деформация?
- Есть, есть это все... Потом желание хорошо выглядеть, которое очень мешает на самом деле. В идеале его бы не надо.
- Почему?
- Потому что чем меньше ты думаешь о том, как выглядишь со сцены, чем меньше думаешь о себе, тем лучше играешь. Чем больше думаешь о людях, для которых играешь, о партнерах, о детях, о маме, о доме, тем лучше играешь. Зрители же чувствуют, когда ты озабочена тем, как выглядишь со сцены.
- Но женщина, которая не думает о том, как она выглядит...
- Но это же другая территория! Мы говорим о привлекательной, ухоженной женщине. Ужасно, если она все время будет думать о том, как она хороша, как ей нечаянно не стереть косметику...
А дальше, естественно, идут душевные качества.
- В женщине вы какие качества считаете самыми ценными?
- Ну вот как описать Наташу Ростову? Это загадка. Это необыкновенная душевная чуткость, с которой все начинается, и отзывчивость. Это поэтическая натура - когда человек воспринимает мир как произведение искусства, как подарок. Это чувство благодарности
к своей земле просто за то, что ходишь по ней... В каждой женщине, мне кажется, есть Наташа Ростова. Душевная чуткость не мешает ей быть прелестной, очаровательной, кокетливой и ошибаться, и где-то быть даже неприятной, но ей все прощаешь...
А вообще, наверное, каждая женщина - это отдельный огромный мир. Однажды в каком-то журнале я прочитала советы женщинам о том, как себя вести: например, если идешь выбрасывать мусор, будь готова к любой неожиданной встрече или если у тебя одна-единственная шубка, которой ты очень дорожишь, придя в гости, небрежно брось ее на вешалку... И в конце самый главный совет: настоящая женщина нарушает все эти правила, она ведет себя так, что потом с нее их пишут, вот такой парадокс...
- Короче, никаких советов сегодня давать не будем? Как следить за собой, как сохранять молодость?
- Если говорить о масках-кремах, для меня лучшие - из овощей и фруктов. Важнее все-таки внутреннее содержание: доброта, отсутствие зависти.
- В общем, мы вернулись к началу разговора: прежде всего нельзя женщине ни суетиться, ни злиться, ни завидовать. А потом уже все остальное.
- На мой взгляд, прежде всего - покой. Если точнее сказать, состояние несуетности. Даже если женщина домашняя хозяйка и занимается бытом, все равно не нужно погружаться в него. А дальше, думаю, уже любовь, которую излучает женщина. Все это исходит из состояния некоторой приподнятости.
- То есть?
- Приподнятость для меня - значит не суетиться, не злиться, не завидовать.
- В последнее время наметилась явная тенденция (я имею в виду вообще в мире) к унификации, глобализации - в экономике, например. В моде утвердился (к счастью еще не господствует) унисекс. Различия между мужчиной и женщиной, заданные природой, людьми стираются. Как женщине сохранить женское начало, оставаться женщиной? И нужно ли?
- Не знаю, раз эти процессы происходят, наверное, так оно и должно быть. Но я от этого страдаю. Я теряю себя, когда становлюсь агрессивной, уверенной в себе, самодостаточной. Мне кажется, теряю весь свой смысл.
- У беззащитной есть риск пропасть...
- Но ведь если я буду жить вопреки себе, перестану быть собой, значит, я все равно пропаду. Мне больше свойственно подчиняться.
- Выходит, не правы те, кто утверждает, что мужчину делает женщина...
- В моей жизни всегда как-то так складывалось, что меня делали мужчины... Может быть, и я как-то делала мужчин, я этого не замечала. Мне везло: если были отношения, то это был человек, от которого я что-то получала. Мужчина должен быть умнее, сильнее, опытнее в чем-то, тогда мне интересно. У меня не складывалось других отношений. Если мужчина был слабее, мне становилось скучно, я делалась невыносимой. И мужчине было со мной трудно.
Я творческий человек. Мне надо, чтобы этот человек был авторитетом - в творческом смысле, интеллектуальном. В любых отношениях мне интересно, когда мужчина ведущий, а я ведомая, хотя у всех это бывает по-разному. Наверное, должно быть и то, и то, и то в любом человеке.
Но в настоящей женщине обязательно включаются еще мягкость, текучесть, гибкость. И в то же время чувство собственного достоинства. У Пастернака есть замечательные строки: "Быть женщиной - великий шаг. Сводить с ума - геройство". Это не очень легко, иногда приходится страдать, плакать, от чего-то отказываться, уходить - для того, чтобы потом кого-то сводить с ума.
- А мучиться, страдать, отказываться - это только для женщин?
- Я могу говорить только за себя, даже не за всех женщин. О том, что мужчина что-то должен, я не думаю. Может быть, это влюбленность? Доверяешь ему и потом как-то перестаешь его оценивать. Когда у нас дело доходило до выяснения отношений, как правило, они заканчивались.
- И тогда одиночество?..
- Я привыкла и умею быть одинокой. Просто у меня есть свой мир. И я могу жить одна в этом мире. Я не встречалась с мужчинами, в которых не была влюблена. У меня никогда это не получалось. Если мне мужчина не нравится, я даже не буду пробовать строить с ним отношения. Потому что знаю, что не вытерплю.
- Для одних женщин важнее любить, для других - быть любимой. А для вас?
- Было по-разному. Пусть меня обвинят в инфантилизме, но сейчас я скажу - быть любимой. Когда меня любят, я не могу не отвечать.
Когда любят, понимают, лелеют - это потрясающее ощущение! Крылья вырастают... Столько можешь в ответ отдать! Для меня это очень важно - сразу становишься женщиной.
- Выходит, чтобы женщина была женщиной, ее любить нужно?
- Думаю, так. Ведь женщина действительно как кошка - приспосабливается к любой ситуации. Когда мне совсем плохо и меня никто не любит, я встраиваю себя в мир, который сама себе сочиняю: я такая прекрасная, я сама буду всех любить. Без любви не могу жить, без влюбленности - могу.
- А разница между ними в чем?
- Для меня любовь - это такие отношения, в которых мы вдвоем можем создать нечто большее, чем я одна. Во мне открываются какие-то новые зоны - и в нем они открываются. И это происходит от нашего с ним взаимодействия. Вдвоем мы создаем нечто большее, чем я одна. Если во взаимоотношениях с человеком я не получаю этого, то я не буду с этим человеком. Потому что если я одна для мира сделаю больше, то какой тогда смысл мне быть с ним? Для меня это неинтересно.
А влюбленность суетнее, чем любовь. Это приятно, это здорово и тоже может тебя вести по жизни. Это может быть начало, предвкушение любви. Любовь и проще, и суровее, чем влюбленность. Для любви нужно время, а влюбленность - сиюминутное чувство.
- Поскольку вы актриса, не могу вас не спросить: отношения с людьми у актрисы и любой другой женщины различаются?
- В идеале нет. В идеале лучшая актриса - это вообще не актриса, а просто человек, просто женщина. Если вспомнить Анну Маньяни, Нону Мордюкову - это женщины из народа, такие же, как и все остальные. Почему, откуда они так играют? Потому что они так живут. Они знают то, что играют, этого же не изобразишь. Актриса, которая совсем не похожа на актрису, для меня самая лучшая. В "неидеале" в нас, в артистах, очень много эгоизма, огромное количество страхов.
- Страхов?
- Потому что мы беззащитные, мы же зависим от мнения окружающих, от того, займут в спектакле или не займут. Страшно, что стареешь, что можешь потерять физическую или творческую форму. Страшно, вдруг не получится, вдруг не понравишься. Это ужас. Это болезнь. Мы все немножко больные люди, как мне кажется.
- Профессиональная деформация?
- Есть, есть это все... Потом желание хорошо выглядеть, которое очень мешает на самом деле. В идеале его бы не надо.
- Почему?
- Потому что чем меньше ты думаешь о том, как выглядишь со сцены, чем меньше думаешь о себе, тем лучше играешь. Чем больше думаешь о людях, для которых играешь, о партнерах, о детях, о маме, о доме, тем лучше играешь. Зрители же чувствуют, когда ты озабочена тем, как выглядишь со сцены.
- Но женщина, которая не думает о том, как она выглядит...
- Но это же другая территория! Мы говорим о привлекательной, ухоженной женщине. Ужасно, если она все время будет думать о том, как она хороша, как ей нечаянно не стереть косметику...
А дальше, естественно, идут душевные качества.
- В женщине вы какие качества считаете самыми ценными?
- Ну вот как описать Наташу Ростову? Это загадка. Это необыкновенная душевная чуткость, с которой все начинается, и отзывчивость. Это поэтическая натура - когда человек воспринимает мир как произведение искусства, как подарок. Это чувство благодарности
к своей земле просто за то, что ходишь по ней... В каждой женщине, мне кажется, есть Наташа Ростова. Душевная чуткость не мешает ей быть прелестной, очаровательной, кокетливой и ошибаться, и где-то быть даже неприятной, но ей все прощаешь...
А вообще, наверное, каждая женщина - это отдельный огромный мир. Однажды в каком-то журнале я прочитала советы женщинам о том, как себя вести: например, если идешь выбрасывать мусор, будь готова к любой неожиданной встрече или если у тебя одна-единственная шубка, которой ты очень дорожишь, придя в гости, небрежно брось ее на вешалку... И в конце самый главный совет: настоящая женщина нарушает все эти правила, она ведет себя так, что потом с нее их пишут, вот такой парадокс...
- Короче, никаких советов сегодня давать не будем? Как следить за собой, как сохранять молодость?
- Если говорить о масках-кремах, для меня лучшие - из овощей и фруктов. Важнее все-таки внутреннее содержание: доброта, отсутствие зависти.
- В общем, мы вернулись к началу разговора: прежде всего нельзя женщине ни суетиться, ни злиться, ни завидовать. А потом уже все остальное.
Татьяна НИКИТИНА