You are here

Алексей Меженный: «Моя душа нашла свое место в этом мире»





Творческая судьба актера типична для воспитанников местной театральной школы. «СамАрт» стал для него вторым домом.

Алексея Меженнего я впервые увидел и запомнил на проходившем в середине 1990-х годов в Похвистневе первом областном фестивале народных театров. Он был занят в спектакле «Маленькие трагедии» А.Пушкина новокуйбышевского театра «Время тайн». Тогда Меженный сыграл Председателя в «Пире во время чумы», Скупого рыцаря в одноименной трагедии и Сальери в «Моцарте и Сальери».

Слово Алексею Меженному:

«Новокуйбышевск – мой родной город. Здесь я родился, окончил школу. В актерскую профессию идти не собирался. Занимался спортом и должен был даже участвовать в занятиях олимпийского резерва страны по волейболу. После окончания школы намеревался поступить в политехнический институт на факультет информационно-измерительной техники. Однако театр сбил меня с этого пути.

Моя первая встреча с театром произошла в седьмом классе. Желающих пригласили в авторский театр-студию Эльвиры Дульщиковой «Грань» при городском Дворце культуры. Нужно сказать, что пребывание в детские годы в этом коллективе дало мне очень много. Это была большая школа. Эльвира Анатольевна живет и работает в своей особой творческой ауре. Она умеет воспитать в людях правильное отношение к театру, понимание театра и с актерской, и со зрительской, и с этической сторон. А ведь первая встреча с театром очень важна. Если она неудачна, от театра можно отвернуться на всю жизнь. А однажды школьный товарищ попросил меня помочь режиссеру Алексею Юнину, который в своем молодежном театре «Время тайн» ставил шекспировскую «Ромео и Джульетту». Так в свои 14 лет я сыграл Париса.
В шестнадцать лет я поступил в Самарскую академию культуры и искусств. Это был первый целевой режиссерско-актерский набор, предназначенный для «СамАрта». В год поступления в академию я должен был поехать с театром «Время тайн» на фестиваль в Туапсе, и декан режиссерского факультета Михаил Карпушкин принял у меня экзамены досрочно.

Академию я окончил в 1998 году и в числе 14 выпускников был зачислен в штат «СамАрта». Для такого числа новобранцев актерской работы в театре не было, и мы выполняли все, что было нужно: помогали монтировщикам, костюмерам, организаторам зрителей. Сегодня из того выпуска в театре, кроме меня, работают Оксана Штанина, Вероника Мартышкина и Сергей Макаров.

Актерская профессия не сразу повернулась ко мне своей привлекательной стороной - с главными ролями, аплодисментами, успехом. Таким образом, театральная реальность оказалась для меня несколько иной, чем я ожидал. В вузе к этой реальности мы не были подготовлены в достаточной степени. После трех лет работы даже решил уйти из театра. Но в этот момент в моей жизни возник режиссер Александр Кузин. В рабочем порядке я попробовал сыграть Ваську Пепла в спектакле по пьесе М.Горького «На дне», над постановкой которого он работал в нашем театре. Вот с этого у меня все и пошло. «На дне» - очень дорогой для меня спектакль. Хорошо, что его со временем собираются восстановить.
После этого я сыграл у Кузина в «Очень простой истории» по пьесе М.Ладо, затем – уже у Георгия Цхвиравы - влюбленного парубка Левко в гоголевских «Малюнках кузнеца Вакулы». Довелось поработать и с Адольфом Шапиро. В «Мамаше Кураж» у меня несколько эпизодических ролей, но без них - никуда. В возобновленном «Бумбараше» играю Гаврилу. Очень интересные работы в спектаклях Анатолия Праудина «Таланты и поклонники» и «Фальшивый купон».
Особо хочу сказать о спектакле Palimpseston. Поначалу намечался интернациональный проект - спектакль по «Каштанке» в инсценировке Михаила Бартенева с участием швейцарцев, эстонцев и поляков. С проектом что-то не сложилось, и московский режиссер Константин Богомолов решил сделать спектакль из наработанных этюдов, пригласив меня и Ольгу Агапову.

Работой в «СамАрте» доволен. Сбылась моя мечта, моя душа нашла свое место в этом мире. Я работаю в том театре, где бы мне хотелось работать, и делаю дело, которое хотел бы делать. И все же внутри постоянно ощущаю сомнение: может, занимаюсь не своим делом. Наверное, это свойственно любому актеру. Каждый день, выходя на сцену, нужно доказывать, что имеешь на это право, потому что никакие прошлые успехи и заслуги не имеют значения сегодня и все нужно доказывать снова и снова.

Над тем, что бы хотелось сыграть, особо не задумываюсь. Хотелось бы - шекспировских Гамлета и Ричарда III, в спектаклях по Булгакову, Льву Толстому, Чехову, Достоевскому. Нам, актерам «СамАрта», очень повезло: с нами работает передовая российская режиссура. Это счастье быть занятым в спектаклях Адольфа Шапиро, Георгия Цхвиравы, Анатолия Праудина. И все же моя особая благодарность Александру Кузину, который в Ваське Пепле открыл меня как актера, по существу дал мне путь в искусство.

У нас в «СамАрте» очень хорошая труппа, и это тоже немаловажно. Впрочем, если бы не это, не было бы и такого театра. Театр вообще – великая сила. Для актера это и дом, и семья. Но он дарит не только радость. Нужна и жертвенность. Приходится поступаться амбициями, своим личным временем. Это не заводская смена, а постоянная вахта. Нужно смиряться, если тебя не занимают в каком-то спектакле – это нормальное явление. Если не сдерживать свои амбиции, в театре делать нечего.

«Самарские известия», Валерий Иванов, от 30.11.10