На сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» - премьера. Зрителям представлена «Бесконечная история» (12+) по мотивам одноименного романа Михаэля Энде. Постановщик - главный режиссер сцены ЛОФТ Театра на Васильевском в Санкт- Петербурге, старший преподаватель кафедры мастерства актера в ГИТИСе, лауреат ряда конкурсов и фестивалей Галина Зальцман.
«Бесконечная история» - роман, написанный немецким писателем Михаэлем Энде в 1979 году. Книга возымела большую популярность в Германии и впоследствии была переведена на множество языков. Еще больше поклонников у «Бесконечной истории» появилось, когда в 1984 году Вольфганг Петерсен и компания Warner Brothers сняли по ней одноименный фильм.
В отличие от родной Германии, где на основе сказки про путешествие в страну Фантазию ставили и драматические спектакли, и оперы, и балеты, в России «Бесконечная история» появлялась на сцене нечасто. Самой заметной была работа Андрея Гончарова в Московском театре юного зрителя в 2023 году. А в 2024-м к созданию «магического фэнтези» приступила режиссер Галина Зальцман.
Это не первая ее работа в «СамАрте». В 2023 году был спектакль «Возвращение» по мотивам произведений Андрея Платонова. Над ним режиссер трудилась вместе с художником-постановщиком Семеном Пастухом. Он же создал на сцене «СамАрта» фантастические пространства для «Бесконечной истории».
По сюжету, в разных мирах - Реальности и Фантазии – живут мальчик Бастиан и воин Атрейо. Их сыграли Владислав Кричмарь и Ренат Набиуллин. Сказочной стране угрожает опасность, и героям предстоит объединиться, чтобы ее спасти. В спектакле фантастический мир, куда попадает Бастиан, незримо связан с реальным.
- Мир, в котором мы живем, и тот, который домысливаем, - очень связанные вещи. Если нет желания сохранить свой внутренний мир, то и внешний сберечь не можем. И наоборот. Во внешнем мире нас окружают люди, ситуации. Но как это все проникает в нас, во что мы это превращаем внутри - очень важный вопрос. Если не фантазируем, не домысливаем пространство, не предоставляем ему шанс, надежду, то не даем внешнему миру возможность жить, двигаться в лучшую сторону. Бастиану бесконечно внушают, что следует жить настоящим, нужно прекратить фантазировать. Постепенно он, как и остальные люди, перестает верить в чудеса, в себя, в своего внутреннего маленького ребенка. Но он делает шаг ради возрождения страны Фантазии, чтобы дать возможность и себе, и своему отчаявшемуся папе продолжать жить, - прокомментировала замысел Зальцман.
Вместе с режиссером и художником-постановщиком над спектаклем работали композитор Ванечка (Оркестр Приватного Танца), художник по костюмам Лилия Хисматуллина, художник по свету Тарас Михалевский, художник мультимедиа Алексей Бычков и хореограф Александр Любашин. Слаженная работа команды привела к тому, что получилось современное «магическое фэнтези» с детализированными костюмами, яркими спецэффектами и элементами театра теней.
- Мы живем в современном мире, где чтение книг практически заменили компьютерные игры, искусственный интеллект и прочее. Скорость воспроизведения информации, которую мы воспринимаем, стала совсем другой, - отметила режиссер. - Мы искали такую форму, в которой современный человек может узнать самого себя и свой способ считывания информации. Поэтому сначала у нас все представляется в таком компьютерном мире, а потом постепенно обрастает реалистичностью. Как фантазия, которая становится материальной.
Для Зальцман в «Бесконечной истории» особенно важна тема взросления героя. В начале спектакля зрители видят неуверенного в себе мальчика, который прячется от задир одноклассников в книжной лавке и пишет на зеркале, что он «никто». Но, читая о том, как воин Атрейо старается спасти Фантазию от уничтожения, этот паренек все больше вовлекается в сражения и в конце концов обретает самого себя.
- Роль Бастиана для меня оказалась сложной. Поскольку многое пришлось примерять на себя: потерю близкого человека, душевные переживания, страхи, одиночество. Все это психологически непросто передать. Я бы не сказал, что это какая-то примитивная сказка для ребят. Здесь поднимаются серьезные вопросы, которые актуальны не только для детей, но и для взрослых, - поделился впечатлениями артист Владислав Кричмарь.
- «Бесконечная история» - почти настольная книга у нас дома. Я своим детям постоянно ее читал. Там 700 страниц. И, на мой взгляд, очень сложно было драматургически данную историю уложить в формат полуторачасового спектакля. Но Галя Зальцман это здорово сделала. Она не просто талантливый человек, а еще и умелый организатор. Каждый находился на своем месте и очень хорошо выполнял свою работу. Все репетировали с удовольствием. Спектакль поэтому такой и получился, - сказал артист Дмитрий Добряков.
В ответ на вопрос, какова мораль романа, сам Михаэль Энде писал: «Это история о мальчике, который теряет связь со своим внутренним миром… и этот мир растворяется в Ничем, и ему приходится прыгнуть в это Ничто - то же придется сделать и нам, европейцам. Мы успешно избавились от всех наших ценностей, и теперь нам придется набраться храбрости, чтобы прыгнуть в это Ничто, ведь только так нам удастся пробудить те потаенные, глубинные творческие силы, с помощью которых мы сможем построить новую Фантазию, то есть новый мир ценностей».
- Для меня этот спектакль о том, что надо верить в себя, понимать: каждый из нас способен сделать так, чтобы мир стал лучше. И в этом не сомневаться. Как бы ни было страшно, сложно, как бы ни разочаровывался. Даже если ты всего лишь маленький мальчик, который спрятался на чердаке, все равно можешь совершить поступок. Любой, который сделает мир лучше. Пусть даже самый небольшой, - заключила Галина Зальцман.
Екатерина Тухтаманова, «Самарская газета»