Две премьеры в один день
На прошлой неделе мировая культурная общественность отметила международный День театра. Немало театральных событий произошло и в Самаре. Поэтому на этот раз «Репортер» большую часть второй тетрадки им и посвящает. Главные из них – две премьеры: «Ревизор» в «СамАрте» и «Сочинение на тему любви» по пьесе Софьи Рубиной в «Камерной сцене».
К нам приехал Хлестаков
Собственно, он и не приехал вовсе, он здесь вырос – в нашем «СамАрте» - вертлявый, тщедушный, без царя в голове, но до ужаса обаятельный любимец женщин Иван Александрович, оживленный на сцене артистом Павлом Маркеловым с помощью режиссера Александра Кузина. Вот он, Александр Сергеевич Кузин, действительно приехал в очередной раз на самарскую землю, чтобы поставить новый спектакль. И поставил, но никого не удивил, а просто порадовал. Во-первых, уважительным и бережным отношением к автору, что само по себе сегодня большая редкость. Во-вторых, безупречным вкусом и тщательной работой с актерами. И в-третьих, неожиданным современным прочтением пьесы, при, казалось бы, совершенно традиционной ее интерпретации.
Классика тем и хороша, что допускает вольное с собою обращение: автора давно уж нет в живых, родственником тоже – в суд никто не подаст, делай что хочешь, г-н режиссер. И делают – в Москве и в Питере, и по всей России-матушке. Валяют всех подряд в грязи, ни чина, ни звания не щадя, изображают городничего и чиновников круглыми идиотами, часто встречая сочувствие замученных бюрократизмом зрителей, и т.д. и т.п. И это особо никого не удивляет – маркетинг в театре нынче вышел на первый план, хорошо еще, если искусство – на втором. Кузина, однако, «на слабо» не возьмешь, он свое дело знает и «Ревизора» ставит вполне осознанно, интуитивно ощущая его присутствие в сегодняшнем российском воздухе. Конечно, и ему пришлось пойти на некоторые купюры – сегодня такую пьесу целиком не сыграешь: актеров не хватит, и зритель не высидит. Но режиссер сократил текст, а также некоторых второстепенных персонажей, весьма тактично и почти незаметно, хотя на программке так и осталось – «комедия в пяти действиях». Скромны и декорации (художник-постановщик Кирилл Данилов), зато костюмы Виктории Хархалуп, как и положено, выдержаны в стиле эпохи.
Итак, на сцене длинный стол, покрытый зеленым сукном, и дешевые канцелярские стулья. На столе чернильница с гусиным пером, на стульях – чиновники во главе с городничим (мэром по-нашему). Антон Антонович Сквозник-Дмухановский в исполнении Сергея Захарова не очень типичен для русского театра – без большого роста, живота и громкого голоса, но зато совсем как в гоголевской ремарке: «уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно». Нетрадиционно и поведение чиновников, когда городничий сообщает: «К нам едет ревизор». В отличие от явно испуганного начальника, они относятся к этому известию довольно легкомысленно – хмыкают, хихикают, а судья Ляпкин-Тяпкин (Юрий Земляков), «прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен», находит тут даже «политическую причину». Остальные явно не верят, что их захолустье может заинтересовать кого-нибудь, кроме них самих.
Но тут появляется Иван Александрович собственной персоной, и все разом меняется. «Ревизор из Петербурга» становится не просто служебной фигурой, лакмусовой бумажкой в крутом провинциальном растворе, но подлинным центром событий. Именно он, Хлестаков – дитя и главный герой системы, в которой так удобно устроились Хлопов (Алексей Симкович), Земляника (Юрий Долгих), Шпекин (Игорь Рудаков) и прочие. А система эта вечна и потому современна. Оттого и сегодня мы всегда готовы легко принять и принимаем «сосульку, тряпку… за важного человека». В то время как тот рассказывает другу Тряпичкину о том, что невольно, но ловко одурачил целый город и срубил «зелени» на дорогу и дальнейшие приключения. Хотя и на человека-то он мало похож – так, «заводной апельсин», компьютерная кукла, извергающая фонтаны пустой энергии. Не более того
Юрий Хмельницкий, «Репортер»