You are here

 

 

 

Хроника

  • 1930-e годы


    1930 год. Студеный декабрь удивил самарцев не только предновогодними морозами, но и необычной афишей. В ней сообщалось о том, что в клубе коммунальников, в Самарском краевом театре юного зрителя состоится премьера спектакля по пьесе Н. Шестакова «Аул Гидже» в постановке режиссера Бориса Смирнова. Средневолжский край тогда включал в себя большую территорию, для многих жителей которой проблемы ислама, Востока были не второстепенными. Кроме того, быстро шла ликвидация неграмотности, повсеместно велось изучение русского языка. И что немаловажно для ТЮЗа того времени, пьеса не была слишком «густонаселенной», а значит, не требовала большой труппы.

    В год открытия спектакль ТЮЗа посмотрели 124 тысячи зрителей. Труппа театра насчитывала 19 человек. Приглашаются новые актерские силы, режиссеры, специалисты художественно-постановочной части. Театр формирует свой оркестр.

    Репертуар ТЮЗа был достаточно разнообразен. «Дубровский» А. Пушкина, «Тартюф» Ж-Б. Мольера, «Бедность не порок» А. Островского, «Дон Кихот» Сервантеса. Особое внимание юного зрителя привлекла пьеса А. Бруштейн по роману Г-Б. Стоу «Хижина дяди Тома». Сочувствие и вместе с тем осуждение безропотного негра Тома, сопереживание маленьким героям, протестующим против рабства, вызвали бурную реакцию зрительного зала. Имел успех у юных зрителей и спектакль «Том Сойер».

    В 1937 году произошло важное событие в жизни ТЮЗа. Прежде он входил в систему народного образования. Это соответствовало его педагогическому назначению, но чисто профессиональные проблемы наркомпросовцев интересовали меньше. Теперь театр был переподчинен Куйбышевскому управлению по делам искусств и занял место среди профессиональных коллективов Куйбышевской области.

    Кроме того, как сообщала газета «Волжская коммуна», проведено частичное переоборудование помещения, благоустройство фойе, вешалка, касса, все стены покрашены масляной краской. В фойе установлена мягкая мебель, цветы. Всюду чисто. уютно»

    Это были последние предвоенные годы нашей страны. Куйбышевский ТЮЗ провел их на подъеме, с интересными художественными руководителями - А. Кормиловым и М. Маламудом, с устоявшейся труппой. Казалось, лучшие спектакли ТЮЗа впереди - для этого были все основания. Но, как гром в ясный день, прозвучало страшное слово «война». В июне 1941года Куйбышевский ТЮЗ перестал существовать.

  • 1940-e годы

    Война была в самом разгаре, но 27 августа 1942 года в газете «Волжская коммуна» появилось письмо группы видных куйбышевских ученых-преподавателей пединститута «ТЮЗ должен быть». Голос общественности был услышан. Исполком Куйбышевского областного совета издал постановление: открыть ТЮЗ в честь 25-летия Великого Октября.

    Но, несмотря на все постановления, второе рождение театра состоялось лишь 1 июня 1943 года. Была показана премьера «На заре туманной юности». Художественным руководителем театра был назначен Николай Абалкин.

    Военно-патриотическая направленность репертуара военных лет естественно, определяла всю деятельность ТЮЗа.

    В репертуаре спектакли: «Надежда Дурова» А. Лискерова и И. Кочеткова, «Финист - Ясный сокол» Н. Шестакова, «День живых» А. Бруштейн. Пришли печальные известия о том, что погибли на фронтах войны режиссер А. Масленников, артисты А. Зверев и А. Михайловский.

    Конец сороковых ознаменовался приходом в театр Михаила Свинина, который впоследствии стал главным художником ТЮЗа и прослужил в театре более 30 лет. Труппа театра полнилась фронтовиком Александром Викторовичем Васильевым, группой молодых актеров - В. Тихоновой, Г. Гребенкиным, В. Краснопольским, З. Гумеровым, Ю.Юрьяном, В. Гавриловым, С. Боголюбовой. Молодые артисты уверенно вошли в репертуар театра, став партнерами таких мастеров сцены, как П. Студитский, К. Лепская-Клавдина, Л. Любимова, Т. Давыдова, Н. Цибин и другие.

  • 1950-e годы

    Заметным явлением в жизни театра этих лет стали спектакли классического репертуара: «Накануне» И. Тургенева, «Гроза» и «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского, «Мещане» М. Горького. К этому времени драматургия для детей художественно обогатилась. В лидеры тюзовского репертуара вышли такие известные писатели, как Лев Кассиль, Сергей Михалков, Виктор Розов. Но, пожалуй, самым репертуарным в ТЮЗе был Аркадий Гайдар, его «РВС» в разные годы ставился несколько раз. Видимо, занимательность сюжета, позволяла создателям спектаклей передать подросткам романтику и героику революционных событий.

    В те же годы произошло странное, если не сказать нелепое событие. Театр назвал себя именем А.С. Пушкина. Но правительство ходатайство куйбышевцев оставило без внимания.

  • 1960-e годы


    На рубеже двух десятилетий, в 1960 году, театр возглавил П.Даульсон. С его именем связано начало одной доброй и творчески плодотворной традиции ТЮЗа – работа с местными драматургами. Повесть журналиста Андрея Вятского «Лидка-чапаенок» стала основой спектакля «Выросли мы в пламени». Это был спектакль о самарских девчонках и мальчишках революционных лет. Пьеса самарского драматурга В. Молько «Когда в сердце тревога», родившись в Куйбышеве, была принята к постановке и в других городах СССР.

    Тема гражданской и Великой Отечественной войн, тема героики - не только военной, но и общечеловеческой, духовной на многие годы определили дальнейший поиск репертуара, связанного с романтикой подвига.

    Новое направление в работе театра, связанное с именами главных режиссеров Наума Генцлера и Якова Лобача, определило и новое сценическое претворение героической темы в спектаклях ТЮЗа. Теперь не выстрелы и победные бои определяли героику спектаклей, а социально-психологические истоки романтики, подвига. Театр пытается проникнуть в глубину характера своих героев, их нравственность. Ярким примером этому является постановка спектакля «Как закалялась сталь». Инсценировка С. Табачникова написана по роману и письмам Н. Островского. Она отличалась от предыдущих сценических осмыслений популярного романа попыткой предельно обнажить сложный внутренний мир героя. Роль Павки Корчагина в этом спектакле сыграл молодой артист Алексей Симкович.

    На сцене - классика, сказки для детей и спектакли на школьную тему, которые так нравятся юным зрителям. «Вовка на планете Ялмез», «Красная шапочка», «Черный алмаз», «Лапти-самоплясы», «Серебряное копытце», «Будьте готовы, Ваше Высочество», «Дама-невидимка». И все это несмотря на долгие годы реконструкции театра, когда коллектив вынужден был выезжать на длительные гастроли, играть спектакли на сценах городских и сельских клубов.

  • 1970-e годы


    В сентябре 1970 года в помещении Дворца культуры на площади имени С. Кирова стартовал сороковой сезон ТЮЗа. В этот вечер был показан спектакль «Сомбреро», поставленный по пьесе С. Михалкова.

    В 1971 году театр открыл новый сезон в отремонтированном здании на ул. Самарской (бывший «Аквариум»). Это был период творческого подъема. 70-е годы в театре связаны с именем талантливого режиссера Льва Шварца. Он промелькнул на куйбышевской сцене, как метеор. Несмотря на это оставил заметный след в ее истории. Начал с яркого спектакля «Итальянская трагедия» по роману Э-Л. Войнич. Ярко, красочно решил он спектакль «РВС», превратив его в своеобразный мюзикл – с песнями, танцами, хором. Это было похоже на фейерверк, красиво и зрелищно. Тогда Шварц заявил, что создает «поэтический театр». Затем были «Доктор Айболит», «Московские каникулы», «Неизвестный солдат», «Я вижу солнце», «Вишневый сад». Почти все спектакли ТЮЗа того времени были музыкальными. К большинству из них музыку написал зав. музыкальной частью театра, композитор Леонид Вохмянин.

    В 1975 году директором театра стал Валерий Ерохин. Происходит и смена главного режиссера театра, им становится Т. Махарадзе. Спектакль «Дерзость» Н. Погодина стал его визитной карточкой. В 1977 году происходит интересное событие в жизни театра - спектаклем «Допрос» С. Родионова открывается малая сцена. Это была дипломная работа ленинградского режиссера Г. Егорова. Следующим спектаклем молодого режиссера стал спектакль «Принц и нищий» А. Яковлева.

    Режиссер детского театра - это особая профессия, потому что он не только постановщик спектаклей, он еще и педагог. Таким был режиссер Евгений Фридман. Уже первая его работа «Донские рассказы» М. Шолохова показала, что теперь театр будет жить по-новому. «Том Сойер» М. Твена, «Четыре девушки и странный персонаж» Д. Угрюмова, В. Молько, «Винни-Пух и все, все, все» А. Милна, «На дне» М. Горького - были успехи, случались и неудачи. Но даже откровенные провалы и неосуществленные замыслы происходили на пути необычайно интересного творческого поиска. Режиссер Е. Фридман открыл театральной Самаре актерский талант Игоря Данюшина в спектакле «Четыре девушки и странный персонаж», а затем в трогательной истории о Шишке.

  • 1980-e годы


    80-е годы оказались для театра достаточно непростыми. Почти четыре года театр вынужден был скитаться по разным сценическим площадкам города и области.

    В 80-е годы театр много работает с приглашенными режиссерами. Михаил Карпушкин поставил спектакль «Гуманоид в небе мчится или А все-таки она вертится» А. Хмелика и «Завтра была война» Б. Васильева, Александр Золотухин – «Разбойники» Ф. Шиллера, Михаил Бычков - «Два клена» Е. Шварца, Станислав Митин - «Сказка про Петера Мунка и его сердце», Андрей Дрознин - «Маугли» Р. Киплинга. Спектакли, поставленные засл. арт. РФ А. Симковичем - «Похождения храброго Кикилы», «Конек-горбунок», «За рекой моя деревня»- оказались долгожителями, не один сезон радуя юных зрителей.

    Заместителем директора ТЮЗа становится актер Сергей Соколов.

    Анатолий Болотов закончил высшие режиссерские курсы, вернулся в театр и поставил замечательные спектакли «Вей, ветерок» Я. Райниса, «Кошка, которая гуляла сама по себе» Р. Киплинга, «Емелино счастье» В. Новацкого и Р. Сефа. «Песнь о комдиве» В. Разумневича и В. Молько и другие. Любимцем зрителей стал молодой артист Ю. Земляков за исполнение роли Геракла Жарикова в спектакле «Кокон» Е. Чебалина (режиссер В. Иванов).

    В 1982 году главным режиссером театра становится Владимир Муравец. Его режиссерский дебют - спектакль «Подсвечник Чаадаева» Г. Полонского. Затем были «Король-олень» К.Гоцци, «Салют динозаврам!» Г. Мамлина, «Вечно живые» В. Розова и другие.

    В театральных программках появились новые имена артистов: Т. Дымова, Г. Жукова, М. Романенко, А. Бердников, М. Шилова, Л. Илясова, А. Попов, Э. Терехов. В последствии Э. Терехов стал самым молодым заслуженным артистом РФ в Куйбышевском ТЮЗе.

    В апреле 1984года в в «Комсомольской правде» появляется статья «В замкнутом круге», навеянная двумя-тремя не лучшими спектаклями ТЮЗа. А вскоре пронесся слух - ТЮЗ собираются закрыть, присоединив его как молодежную студию к академическому театру драмы. Поводом послужило обсуждение на одном из заседаний Правления Куйбышевского отделения СТД положения в ТЮЗе и способов оказания ему помощи. И началась полемика в прессе - за и против ТЮЗа. Идея «объединения» к, счастью, не была осуществлена. И как в былые времена зрители встали на защиту любимого театра. Последнюю точку в споре поставил первый секретарь обкома партии Е. Муравьев. Сказали свое слово начальник Управления культуры области Б. Шаркунов и его заместитель по искусству С. Хумарьян. ТЮЗ остался ТЮЗом.

  • 1990-e годы


    Свой юбилейный 60-й сезон в 1990 году «СамАрт» смог открыть в реконструированном здании бывшего кинотеатра «Тимуровец». С этого года началась новая история «СамАрта».

    Один за другим ставятся спектакли, о которых заговорил город. Наряду с детскими сказочными представлениями «Похождения храброго Кикилы», «Конек-Горбунок», «Кот в сапогах» (постановка А.Симковича), в репертуаре появилась «взрослая» сказка Е.Шварца «Дракон» (реж. А.Дрознин), фолк-опера «Клопус-нормалис» (реж. А.Болотов). Приход в труппу заслуженной артистки России Любови Альбицкой позволил решиться на такой смелый эксперимент, как постановка пьесы А.Копита «Папа, папа, бедный папа…», в которой глубина философского содержания сочеталась с изощренной сценической формой.

    Вершинным достижением этих лет театра, безусловно, стала «Поминальная молитва» Г.Горина. С этого спектакля, поставленного в 1992 году А.Дрозниным, началось плодотворное, но, увы, недолгое сотрудничество «СамАрта» с выдающимся мастером сцены народным артистом СССР Николаем Михеевым. Достойными партнерами Н.Михеева (Тевье) были Л.Альбицкая (Голда), Э.Терехов (Перчик), Ю.Долгих (Менахем), И.Данюшин (Лейзер), А.Симкович (Урядник).

    «Поминальная молитва» с большим успехом была показана на фестивале «Театры Самары в Москве» в ноябре 1993 года. Это был, кстати, первый в истории Самарского ТЮЗа выезд в столицу.

    Вскоре ушел из жизни Н.Михеев. Но спектакль продолжает жить. В нем выступали такие известные мастера, как В.Стеклов (Тевье), А.Абдулов (Менахем), О.Школьник (Лейзер), О.Свиридов (Тевье).

    «СамАрт» не сбавляет обороты. В репертуаре театра появляются «Ромео и Джульетта». И снова всплеск интереса театральной Самары. Режиссер-постановщик А.Болотов представил публике, кажется, совершенно нетрадиционных главных героев шекспировской трагедии. Но именно этот спектакль стал переломным в творческой судьбе Эдуарда Терехова (Ромео), позволил ярко раскрыться Ольге Агаповой и Маргарите Шиловой (Джульетта).

    Очередным интригующий сюрпризом стал «Гамлет» в постановке англичанина Аласдера Рамсея. Спектакль поразил многим: необычностью оформления И.Кохан (на сцене возвышалась некая полуабстрактная, открытая со всех сторон конструкция из алюминия и плексиглаза), нетрадиционностью композиции, эклектическим сочетанием исторических меток с откровенно рокерским имиджем персонажей.

    Другим интересным событием было выступление артистов ТЮЗа Юрия Долгих и Юрия Землякова в спектакле «Кентерберийские рассказы» Д.Чосера в составе английской труппы.

    А на сцене «СамАрта» состоялся дебют голландского режиссера Рула Твейнстра. Поставленный им спектакль «Биение сердца» был показан на фестивале во Фрайбурге (Германия), а позже, в 1998 году на Авиньонском фестивале во Франции.

    Новые горизонты перед «СамАртом» открылись благодаря счастливой встрече на театральных путях-дорогах С.Соколова с известным режиссером и театральным деятелем, народным артистом Латвии Адольфом Шапиро. Познакомившись со спектаклями «СамАрта», с его дружным коллективом, Шапиро принял приглашение Соколова к творческому сотрудничеству.

    По проекту московского архитектора Юрия Харикова и режиссерской идеи Шапиро, зал театра из обычного – с традиционными рядами зрительских кресел и сценой - превратился в современную, легко трансформируемую в соответствии с конкретным замыслом режиссера-постановщика артистическую студию. Сценическое действо в ней может происходить в любой точке пространства, а зрители всегда оказываются в самом центре развивающихся событий. В России аналога такого зала просто не существует.

    28 апреля 1997 года стало событием, которое, несомненно, заняло особое место в культурной жизни города. Первой премьерой в обновленном «СамАрте» в апреле 1997 года стал «Бумбараш». Режиссер постановки - А.Шапиро, художник - Ю.Хариков. «Бумбараш» был выдвинут на соискание «Золотой маски» сразу по трем номинациям: «За лучший спектакль», «За лучшую работу режиссера», «За лучшую работу художника».

    В 90-е завязывается еще одна дружба «режиссер-театр»: спектакли «Колобок, колобок…», «Чудовище синее», «Приключения Буратино в стране дураков», «Малюнки кузнеца Вакулы или Вечера на хуторе близ Диканьки» ставит Георгий Цхвирава. Тесный контакт возникает у театра и с Заслуженным деятелем искусств РФ, режиссером Александром Кузиным. В 90-е на сцене «СамАрта» появляются его спектакли «Чу-ха-ха» и «Доктор Чехов и другие».

  • 2000-е годы


    В начале нового века свой второй спектакль в «СамАрте» ставит Адольф Шапиро. «Мамаша Кураж» с Розой Хайруллиной в главной роли стала «золотомасочной». Снова спектакль Самарского ТЮЗа получил высшую театральную награду страны – за сценографию (художник – Юрий Хариков).

    Впервые театр ставит пьесу Евгения Гришковца. Над постановкой «Записки русского путешественника» работает нар.арт. РФ Владимир Стеклов.

    В новом десятилетии продолжает сотрудничество с «СамАртом» Александр Кузин. За этот период он выпускает 7 спектаклей: «взрослые» «Женщина в подарок», «На дне», «Очень простая история», «Василий Теркин», «Здесь живут люди», «Ревизор» и постановку для детей «Счастливый Ганс».

    Новое имя в режиссерском корпусе, ставящем в Самарском ТЮЗе, – Анатолий Праудин. За последние годы этого десятилетия Мастер ставит здесь «Таланты и поклонники» А.Островского, «Фальшивый купон» Л.Толстого в инсценировке Н.Скороход (в 2010 году спектакль номинирован на «Золотую маску») и спектакль для детей.

    В новом десятилетии в репертуаре Самарского ТЮЗа появляются два так называемых «фестивальных» спектакля. «Palimpseston или одно вращения спектакля вокруг своей оси» Константина Богомолова и «Счастливый Ганс» Александра Кузина побывали более чем на двух десятках российских и международных фестивалей. За все это время «СамАрт» побывал на гастролях в Берлине, дважды в Корее и Японии, Эстонии, Хорватии, Украине, Иране, Болгарии, Австрии и Франции.

    Масштабный спектакль-мюзикл «СамАрта» «Вино из одуванчиков» (режиссер – Михаил Кисляров) едет на Национальный фестиваль музыкальных спектаклей «Музыкальное сердце театра», где получает премию за лучшую пьесу.

    Совместно с драматургом Михаилом Бартеневым «СамАрт» успешно реализует проект, посвященный известному режиссеру, актеру Рэю Нусселяйну и детскому театру в целом. В рамках проекта было выпущено три спектакля для детей: «Счастливый Ганс» (пьеса М.Бартенева), «Жил-был Геракл» (пьеса – его же, режиссура – эстонец Ааре Тойкка) и «Привет, Рэй!» (на материале спектаклей Нусселяйна).

    С 2006 года «СамАрт» проводит Творческую лабораторию «Молодая режиссура. Спектакль для маленьких». Каждый год в Самарский ТЮЗ съезжаются студенты и недавние выпускники театральных вузов страны и создают на базе «СамАрта» мини-спектакли для детей, а критики и театроведы оценивают их работу и по возможности дают путевку в профессиональную театральную жизнь. Так в репертуар «СамАрта» вошли постановки выпускников Лаборатории Юрия Алесина и Евгения ЗиминаАзбука Льва Толстого», Полины СтружковойКрасная шапочка») и Дмитрия ИсаичеваПро самого длинного червяка»).

    На базе Самарского ТЮЗа возобновляет свою работу и детская театральная студия «Второй этаж». Со студийцами проводят занятия артисты и педагоги «СамАрта».

    За это десятилетие театр провел шесть Международных фестивалей театров для детей «Золотая репка». 14 декабря 2010 года "СамАрт" спектаклем «Зримая песня» отметил 80-летний юбилей.

 
 

Подписаться на рассылку

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с положением и политикой обработки персональных данных