You are here

ЮБИЛЕЙ

Сегодня мы поздравляем с юбилеем директора СамАрта Сергея Филипповича СОКОЛОВА!

"Тридцать лет и три года"
Все знают, что Сергей Филиппович Соколов, директор СамАрта, человек скромный. Влиятельный, содержательный, но скромный. И лучший подарок к юбилею для него - чтобы этой статьи в газете не было. Но мы не сможем подарить ему такой драгоценный презент.
Вы скажете – скромные люди не выступают по телевидению, не дают интервью в печатные СМИ. Но это проходит как раз не по категории скромности, а по категории приверженности делу. Главному делу жизни – Театру. Соколов переживает, как и все, что уровень «культурной» журналистики уже не тот, но в интервью никогда не отказывает: понимает, что это нужно для СамАрта. Итак, интервью с юбиляром, посвященное его 75-летию, в случае с Сергеем Филипповичем Соколовым - нонсенс, поэтому попробуем создать журналистский портрет.
Естественно, получается портрет директора театра. Директора, который на своем посту - 33 года. Да, совсем не Илья Муромец на печке. А деятельный, стремительный, энергичный. Таких старожилов тюзовского движения в России осталось совсем мало – директор брянцевского ТЮЗа Светлана Лаврецова в Петербурге, да Сергей Соколов в Самаре.
Все 33 года директор на работе с восьми утра и до ухода последнего зрителя (а некоторые самартовские спектакли идут и по четыре часа). Зрители уже давно привыкли, что на входе в театр их встречает не только билетер и администратор, а если Сергея Филипповича вдруг вечером вызовут в Министерство, то зрители-завсегдатаи беспокоятся: «Не случилось ли чего с вашим директором, что-то его не видно?». По второму образованию директор СамАрта – юрист, и часто его можно застать за горячими спорами в правовом отделе театра. На его рабочем столе – сметы, зарплатные ведомости, схемы залов, репертуарные планы. Но работа с количественными показателями, с выполнением госзадания – не вся его жизнь. Мастерство и талант директора – создать преданную, профессиональную команду. Только с Николаем Матвеевым, крепким хозяйственником, Сергей Соколов в связке более 30 лет. Вместе они строят театр, добиваются успехов. И такой тыл позволяет снова и снова возвращаться к творчеству, или, как возвышенно сказал был герой нашей статьи, - Творению. В блокнотах завлита – множество записанных за Сергеем Филипповичем «вспоминалок». Вот одна из них – как раз о Творении. «Мы ездили в Англию, где Аласдэр Рэмзи с Юрой Земляковым и Юрой Долгих делали «Кентерберийские рассказы». Аласдэр мне и говорит: «Хочу поставить у вас «Гамлета», и Юра Земляков его будет играть». Я ответил: «Неплохо бы». И тот сразу же: «Серёж, ну ты поможешь мне - я не могу поставить в короткие сроки всю пьесу, нужно, чтобы ты сокращал». И я сокращал «Гамлета» для английского режиссера (смеется). Потом я уже встречал Аласдэра с Кейт Дав в Москве, повел их на Красную площадь, зашли в мавзолей. И там-то возникла идея построить на сцене что-то такое холодное, прозрачное, где лежит Гамлет-отец, и все вокруг этого крутится. Хороший получился спектакль. Мы показывали его на нашей первой «Репке». К нам приехал Виктор Яковлевич Калиш, легенда театральной критики, и сказал: «Я почему хотел приехать в Самару? Я очень хотел посмотреть, что же там такое Соколов натворил». Он же шутник был большой».
Лучшая российская театральная критика всегда писала о театре Соколова. Он понимает, что вариться в собственном соку – непрофессионально и неверно. Поэтому рецензии в федеральной прессе, обсуждения спектаклей на труппе – это всегда в СамАрте было. И это вектор развития. «Петербургский театральный журнал» однажды назвал Сергея Соколова Кампанеллой, который строит свой Город Солнца. Точное сравнение, правда ведь? В его Городе в 90-е было 23 артиста, сейчас в труппе – 42 человека. Он гордится географией театральных школ, из которых вышли нынешние самартовцы, - Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Саратов, Нижний Новгород (Горький), Уфа, Тюмень, Иркутск, Дальний Восток. БОльшая половина труппы СамАрта – выпускники СГИК, ох не зря в середине 90-х был набран первый целевой актерский курс для ТЮЗа, и в 2022 году институт приглашает студентов на совместный с СамАртом курс, руководителем которого будет Ольга Агапова. ТЮЗ под руководством Соколова объездил полмира: Англия, Куба, Корея, Япония, Германия, Нидерланды, Франция, Иран, Австрия, Дания. «Заполучил» в друзья и коллеги А. Шапиро, А. Кузина, Г. Цхвираву, А. Праудина, целую плеяду ведущих театральных режиссеров. Становился обладателем двух «Золотых Масок», многократным участником этой Национальной премии и других статусных фестивалей. Я перечисляю всем известные вещи, но без этой истории, без базиса – никуда, да как еще измерить успешность театра и его директора? Конечно, Сергей Филиппович, как человек опытный, всегда опирался на других: и сейчас постоянно консультируется с Адольфом Шапиро, Светланой Хумарьян, Михаилом Бартеневым, Юрием Хариковым, Кабинетом детских театров СТД РФ. Все они – проводники, помогали в 90-е искать свой путь СамАрту. С ними Сергей Соколов вошел в Великую перестройку провинциального ТЮЗа в известный всей России театр-ателье. И тем же вошел в историю.

Елена Ползикова. "Свежая газета. Культура", №11, май 2022

Подписаться на рассылку

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с положением и политикой обработки персональных данных