You are here

НАШИ ЗРИТЕЛИ


Вчера в «СамАрте» завершился семинар «Обучение методикам обсуждения спектаклей с детьми разного возраста». 
В качестве одного из примеров режиссер Юлия Рыбакова и театровед Александра Никитина обсудили спектакль «СамАрта» «ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ» со зрителями-старшими школьниками. 
Мы публикуем часть вопросов и ответов с этого любопытного обсуждения. 
Вопрос: Если вы прикроете глаза, какой первый крупный план возникает у вас, когда вспоминаете спектакль?
Ответы:
- Лицо Нарокова; лицо Саши; дом, в котором жили герои; крыша с курицами; стол и руки на столе; белый цвет; Петя в большом белом покрывале; мимика Саши, когда она плакала; силуэт влюбленной пары на платформе; лицо Домны Пантелевны, когда она улыбалась; Нина с красными цветами; когда Петя остался один.
Вопрос: В какие моменты невозможно было удержаться от смеха?
Ответы: 
- Когда Домна протягивала руку Великатову, чтобы он отсыпал денежек; когда у Васи стало зеленым лицо; когда привезли наряд для главной героини; когда во время похвалы расплескивалась вода из бокала; когда приносили один и тот же тортик; когда Домна Пантелевна посылала воздушный поцелуй; когда Нина приносила и забрала цветы.
Вопрос: Были ли моменты в спектакле, когда вы вошли в него полностью, перестали замечать соседей, всё, что вокруг?
Ответы:
- В сцене, когда Саша просила прощения у Пети, когда упала на колени, это было очень эмоционально; объяснение Саши и Пети, я верила ей, ее крику; на монологе на крыше с эхом – этот момент прям запал в душу; когда Саше сначала сказали, что это ее последний спектакль, а потом все-таки выкупили ее бенефис; когда все сплетничали об отъезде Саши, а я не верил, что она так поступит, вроде же такая любовь с Петей… 
Вопрос: Есть два героя, которые носят очки – Мелузов и Великатов. Они надевают и снимают их по очереди, один другому отдает веер, в финале Петя пожимает руку Великатову. Очки, веер, рукопожатие – это всё случайные вещи, или режиссеру это важно?
Ответы:
- Мне кажется, что Петя и Великатов – два героя-антипода, но они дополняют друг друга, одному – спокойная, тихая жизнь, другому – в жизни всё нужно успеть; Петр благодарит Великатова за то, что он сделает Сашу счастливой, отсюда и рукопожатие; у них была общая любовь, и жест Пети – это жест благородства; эти два героя равны между собой, они выше всех остальных; это два единственных положительных мужских персонажа в спектакле; их разница только социальная.
Вопрос: Что изменилось бы в вашем восприятии, если бы спектакль был цветным?
Ответы: меньше были бы заметны детали (мы бы не обратили внимание на то, например, что Саша гримируется в черный цвет лица, или что у Васи зеленое лицо); сильно бы изменилось все – у спектакля бы потерялся символизм; мне хотелось цвета, потому что так герои были похожи на вырезанные их картона силуэты; художник нам хотел сказать, что все люди равные по своей природе (все белые), но разные по социальному статусу, в цвете бы мы не поняли этого.
Вопрос: Почему среди белых людей были еще и белые куры, да еще и яйца. На что хотел художник нам намекнуть?
Ответы: это символы – Великатов принес Саше красные цветы – настоящий подарок, а Домне – белых кур, это неискренний, неважный подарок; здесь аналогия с названием спектакля: яйцо – это талант, курица – лицо, несущее талант, те, кто едят яйца – поклонники таланта; яйца прокалывают и пьют богатые люди, делают это с жадностью, это признак отрицательных героев; Петя в тоге на крыше – это Иисус Христос, а яйца мы же на Пасху все едим, видимо, это всё связано.