Вы здесь

Неамбициозный Василий Чернов (Василий Чернов)





Неамбициозный артист? Полноте, такого не бывает! И тем не менее, как в анекдоте: «Может быть, артист не амбициозным? Может, если это Василий Чернов!» Последнее он доказал всей своей жизнью, в которой были взлеты и падения, свой звездный час и даже... клиническая смерть. Кстати, и само понятие - артист - он не любит, считает, что актер и артист - понятия разные.
- Актер - профессия, у меня и в дипломе написано: «Актер театра и кино», а артистом может быть и шофер, и слесарь... Звание актера надо заслужить.
    Послевоенный ребенок Вася Чернов, по уличной кличке - Пончик, с ранних лет обожал машины. В одиннадцать, когда однажды в дом привезли песок для ремонта, он сел за руль грузовика и... поехал. Вот шуму-то было! А потом в его жизни был некий сосед «с «Победой», которому Вася охотно помогал с ремонтом, и сосед давал ему «порулить». А еще навсегда осталась в памяти картинка, кадры фильма - «Дело Румянцева»: залитое дождем стекло машины, «дворники» не успевают чистить, и сквозь это стекло - лицо, глаза актера Алексея Баталова. Может, эта картина и определила две главные страсти в жизни В. Чернова - актерство и машины. Впрочем, путь в театр был извилист: кончил ремесленное училище, профессия - слесарь по ремонту промышленного оборудования, электрогазосварщик, потом - театральная студия, класс Петра Монастырского, где учился одновременно с Юрой Демичем, работа в труппе театра драмы им. Горького, заочная учеба в ГИТИСе.
     Конец 60-х и до конца 70-х - звездные годы театра, когда на сцене блистали Засухин, Лазарев, Ершова, Фролова и талантливые молодые, уже после Демича и Чернова приехавшие из Москвы Жанна Романенко, Сергей Надеждин, Олег Бычков, Владимир Борисов; пришли в труппу Владимир Каширин, Сергей Кашицын, Виктор Татаринцев... Василий Чернов сыграл Пашку в вампиловской пьесе «Прошлым летом в Чулимске», Джима в «Продавце дождя»; а в молодежном спектакле «Любовь, джаз и черт», первой режиссерской работе Сергея Надеждина, вообще был звездный состав и ошеломляющий успех. Должен был играть Левшу... Именно в это время Чернов получил приглашение от областного радио, где он с 1963 вел иногда передачи. Теперь же ему предложили постоянную работу диктора, и Чернов согласился. Кстати, голос у него действительно «радиошный» - тембр красивый, но ненавязчивый, спокойный, но - душевный. Это я утверждаю как человек, проработавший на радио более тридцати лет. Я абсолютно согласна с его утверждением, что для работы у микрофона нужна душа, и если ее нет - ничего не получится. Впрочем, на радио он проработал недолго, ушел в ТЮЗ, где задержался аж на шесть лет, пока тогдашний режиссер Титов не сагитировал поехать в Ставропольский театр драмы. И вот там случилась забавная история, вполне в характере нашего героя. Первая его роль в новом театре была в спектакле «Спешите делать добро», роль второго плана, но за три дня до премьеры сняли артиста с роли главного героя и предложили ввестись Василию. Пришел на репетицию. Репетировали до обеда... Первую картину, пока умаявшийся режиссер не отпустил всех до вечерней репетиции. Чернов заявил, что репетировать не придет, а всех приглашает на премьеру. И сыграл! - да так, что критики захлебывались от восторга, не догадываясь, что актер вообще не репетировал. Выдержал Чернов на Кавказе пять месяцев. Уж как его уговаривали! И ключи от квартиры предлагали и жену призывали, чтобы убедила. Обещали звание заслуженного через полгода, а через три - народного. И последний аргумент, веский для любого актера - роль, о которой мечтает, в данном случае, - Князя Мышкина в «Идиоте»... А он уехал! «Ну почему, почему», - недоумеваю я, а когда он ответил, я его сразу поняла и приняла ответ: «Не театральный город. Я привык к полному залу, а там - на шестьсот мест придут сто пятьдесят человек, а после антракта останется 20. Играй не играй! Какой там «Идиот».
      Сегодня, когда каждый может создать свою фирму или открыть театр, трудно представить, чего стоило в 1988 году решиться на такую авантюру, но Чернов решился. И создал театр «Актер». Потом он назывался Куйбышевский театр драмы и комедии, а еще позже - Самарский муниципальный театр драмы и комедии. Сначала играли на сцене Дома актера, потом Виктор Тархов пообещал отдать под театр здание кинотеатра им. Ленинского комсомола... Продержались четыре сезона. Я помню очень хороший спектакль «Скамейка» по пьесе Гельмана, где Чернов играл с Натальей Чуркиной, «Спортивные игры 81 года» Радзинского и другие спектакли...
      Но потом Василий Чернов театр закрыл, так как понял, что никому эта затея не нужна. И всё же отдадим ему должное - это был первый негосударственный театр в Самаре! И здесь ему предложили стать директором магазина автомобилей на Антонова-Овсеенко! Такой вот резкий поворот в карьере, впрочем, машины - я уже упоминала - занимали большое место в его жизни. В разные годы у него было по два, три и даже четыре автомобиля. Вот и сейчас ездит на «99-й» и «Ниве». Директором был совсем немного, говорит: «Торговля - это такое дело, где каждая подпись - шаг к тюрьме», каких только должностей не придумывали ему, чтобы задержать в магазине, нет, машины он, конечно, продавал, но...
      Организовал телестудию, где снимал фильмы, рекламные ролики... Это уже в 90-е годы, когда можно было «раскрутиться», создать свой бизнес, но... Чернову это было неинтересно.
- Я хотел проститься с театром навсегда и не смог и, наверное, не смогу никогда, - сказал Чернов на встрече в телестудии «Товарищ». - Некоторым это удается, находят в себе силы, мне не удалось.
       Впрочем, сил у Василия Чернова было с избытком, а идей и желания испробовать в жизни то и это - еще больше, я с удивлением узнала, что он мастер спорта по боксу, что имеет «Черный пояс» по тэквондо. Когда-то он взял и создал клуб таэ-квон-до, посчитал, что должен что-то сделать для мальчишек, которым некуда деваться... Поначалу был и президентом, и зарплату корейским инструкторам платил из собственного кармана. Клуб существует и поныне, уже подросли свои инструкторы, замечательные ребята... Потом случилась эта беда, когда, работая на даче, он поранил себя и надолго выбыл из строя, получил инвалидность. Вот тогда-то на пороге дома появился директор театра «СамАРТ» Сергей Соколов с пьесой Бориса Свойского «Импрессионисты». Пьеса понравилась, и Чернов снова вернулся на сцену. Я видела этот спектакль, хороший получился, и дуэт с Еленой Лазаревой удался. В который раз он начинал всё с начала.
- Дядя Коля Засухин был для меня основным учителем, помню, как я ходил на репетиции, смотрел, смотрел. Ему ставят задачу, он делает, ставят другую - он делает всё по-другому. На сцене его нельзя было увидеть в паузе, за отдыхом, он всё время работал. Вот чем актеры отличаются от артистов - они работают. Даже сидя, потому что идет мыслительный процесс, слово на сцене должно родиться, и он его рожал, и меня научил этому.
Сегодня в репертуаре Василия Чернова, кроме «Импрессионистов», Лука в пьесе «На дне» Горького, «Василий Теркин», намечается сразу три роли, какие - пока не говорят. Не принято, но это будет классика - Островский, Гоголь, и вроде бы еще Вампилов... У Чернова своеобразный взгляд на роль Луки. - Его ведь привычно играют как такого хитренького
старикашку-утешителя, но я думаю, что сегодня его так нельзя играть. Время другое, и Лука другой. Я так его себе определяю: Лука - это пахан, который держит всех в руках, поэтому и Пепел ему подчинялся, единственно, кто может ему противостоять, - это Сатин, они всегда будут врагами...
         Беседа с Василием Черновым «по душам» оказалась неожиданной для меня, вот вроде бы и знакомы мы лет тридцать, и в спектаклях его видела, и по работе на радио... А вот, поди ж ты - открылся совсем другой Чернов: сильный, неугомонный и в чем-то слабый, но безусловно талантливый, и, знаете, я вдруг подумала, как, наверное, трудно любить такого человека, жить рядом, как его жена Тамара. Впрочем, Тамара тоже театральный человек, заведует гримерным цехом в театре драмы, дочка - администратор в «СамАрте». А может, прощает всё ему Тамара, когда читает он ей только что сочиненные стихи о любви:

Господь, за что мне благодать
Испытывать такие муки,
Что я могу взамен отдать
За радость встреч и боль разлуки?

В каких ты тайниках нашел,
Ее, такую непростую,
Когда ты к выводу пришел,
Что жизнь доселе вел пустую.

Господь, терпенья одолжи,
Душа, как плачущая ива,
Любовь, как честь, не терпит лжи,
Любить - не значит быть счастливым.


Беседовала, удивлялась и восхищалась
Наталия МИХАЙЛОВА,
Журнал «Performance»