You are here

Сергей ЗАХАРОВ: ПО ЛЕСТНИЦЕ ЛЕТ И РОЛЕЙ





    Во времена нашей студен­ческой юности подарки дарили, например, так: ма-а-аленькая пудреница заворачивалась во много слоев газет, оберточной бумаги, засовывалась в боль­шой фанерный ящик, на котором в качестве обратного адреса выводилось что-нибудь напо­добие: "Сестры Карамазовы". Как отметил 50-летие заслужен­ного артиста России Сергея Захарова его дом родной - СамАрт? Преподнеся ему много­слойный, как луковица, подарок. Вроде от "доктора Чехова". Пя­тилетней давности постановка. Все еще первой свежести. Три чеховских сюжета, сделанных из рассказов, упакованы в ирони­ческие реминисценции чеховс­кой же драматургии. То ли три сестры, то ли три медсестры. Болтают, семечки лузгают. В Москву мечтают уехать. Небо в алмазах, отдохнем, работать-работать-работать... С кем ра­ботать-то? Кто прием поликли­нический ведет? Да он же и ве­дет, доктор Чехов!
     Кстати, где он? Антон Павло­вич на сцене так и не появляет­ся. И мы понимаем, почему. В его рассказах или пьесах авто­ра не отыскать. Интеллигент! Своей персоной читателя зани­мать стесняется! Где оно, чехов­ское "Я"? В россыпи сюжетов, в нескончаемой веренице пер­сонажей. Себя, свою мягкую интеллигентность Чехов засло­няет ими, как ширмой. Чеховс­кая Россия тысячелика. Но "че­ховское" узнается нами безоши­бочно. Как это у Мандельштама: "Мальчишка-океан встает из речки пресной". Из многократ­ного отсутствия автора-Чехова встает Чехов-человек. И тут он сродни театру. Человеческая суть его оказывается сутью ак­терской. Распадаясь на тысячи ролей, собирается вновь в фо­кусе человеческой личности.
Так и актер Захаров. Три че­ховские роли, которые Захаров получил в свой бенефис, кото­рые, можно сказать, преподнес сам себе - Степан Степанович Чубуков (Предложение"), Лука ("Медведь"), Андрей Андреевич Шипучин ("Юби­лей"). На лестнице ролей артист - в трех разных соци­альных ипостасях. Помещик, слуга, чи­новник (директор банка). Везде он, Захаров, со своим милым, мягким "че­ховским" лицом, со своей неистребимой "чеховской" интел­лигентностью. И по-чеховски разный в трех ролях. Великий русский девятнадца­тый век, органика русской жизни, под­линность, челове­ческое обаяние - и в неглубоком бонви­ване Шипучине, и в слуге Луке, в меру дремучем (полнос­тью дремучего Заха­рову все-таки не сыграть - не позво­ляет фактура, слиш­ком уж хорош). Ве­ликолепен Чубуков со своей не­принужденной грацией.
     Чехов в рассказах прячется за спины своих персонажей. Три роли Захарова в "Докторе Чехо­ве" тоже как бы выводят его за скобки, ставят в позицию вне игры. Он автор, наблюдатель, фигура обрамления. С чеховской элегантностью Захаров аккомпа­нирует партнерам. Спектакль, конечно, не про него. В "Пред­ложении" с царственно раско­ванной О.Метлиновой (несосто­явшаяся невеста Наталья Степановна), с фарсово смешным В.Сапрыкиным (незадачливый! жених Иван Васильевич) папа, Степан Степанович (персонаж С.Захарова), вовремя отодвига­ет себя на задний план, чтобы не мешать объяснению. Камер­динер Лука в "Медведе" тоже особо на глаза не лезет, слуга все-таки. А вот И.Рудаков и Е.Грушина, играющие хамоватого "медведя" и томную страдалицу-вдову, солируют в полную силу. В "Юбилее", казалось бы, все способны заслонить мощ­ная игра заслуженной артистки Татарстана, лауреата Госпремии России Розы Хайруллиной (Мерчуткина), неизменно блестящий в любой своей роли заслужен­ный артист России Ю.Долгих, несравненная красавица, заслу­женная артистка России О. Агапова (Татьяна Алексеевна). Но постановки заслуженного деяте­ля искусств А.Кузина всегда рас­считаны не на солистов, а на ансамбль. Короля, как известно, играет свита. Партнеры играют откровенный фарс. А Захаров - не только фарс. Мягкая печаль нет-нет да и проглянет за весе­льем. Грустна российская жизнь! Грустна и прекрасна! Вдруг за полупрозрачной стеной декора­ции высвечивается второй план - а там рояль, красавица, одетая по моде конца позапрошлого века, и кто-то в галантном по­клоне целует ей ручку, и все тает в золотистой дымке мечты, сно­видения, невозвратимого про­шлого.
     Со своими поздравлениями на сцену опять поднимаются акте­ры. Зачитываются поздравление и благодарственное письмо от губернатора Константина Титова. Букеты, подарки. И главное - наши зрительские симпатии.


Наталья ЭСКИНА

Подписаться на рассылку

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с положением и политикой обработки персональных данных