Вы здесь

В творческом горении






     Каждый день заслуженного артиста России Юрия Долгих расписан по минутам, он по-прежнему неутомим и на театральных подмостках, и в академической аудитории.
     Этот юбилейный вечер в Са­марском театре юного зри­теля "СамАрт"не походил на традиционные актерские бенефисы. Не было ни фрагментов из спектаклей с участием юби­ляра, ни жесткого сценария. Все шло как бы само собой. За празд­ничными столами в малом зале родного театра заслуженный артист России Юрий Долгих просто собрал друзей, коллег и почитателей своего таланта.
     В первую очередь это, конеч­но, артисты "СамАрта", которые давно стали для него близкими и дорогими людьми. Рядом с Юрием Ивановичем были жена Любовь Ковыршина - ведущая актриса "СамАрта", с которой 30 лет назад он пришел в этот театр, второе и третье поколения семейства Долгих, ученики, ак­теры - и самарских театров, и специально приехавшие на юби­лей из других российских горо­дов и даже из-за рубежа. И еще – множество людей разного положения и звания, которых объединяют любовь к театру и теп­лые человеческие чувства к юбиляру в благодарность за его искусство.
     По правде говоря, юбилей сле­довало отпраздновать еще в ок­тябре прошлого года. Но Юрий Иванович отчаянно сопроти­влялся, и директору "СамАрта" Сергею Соколову пришлось за­тратить немало сил, чтобы уго­ворить его решиться на этот "подвиг".
Все вышло на славу. В непри­нужденной обстановке юбиляра поздравили абсолютно все же­лающие, коллеги-самартовцы разыграли чудный капустник, собравшиеся увидели фраг­менты фильма, который снимает о Долгих студия "Волга-фильм". Было, кажется, все: и прочув­ствованные монологи, и стихо­творные послания, и музы­кально-танцевальные дивертис­менты, и откровенные шутки и розыгрыши.
     Юрий Долгих - талантливый актер. Кроме того, он человек редкостных качеств, какие необ­ходимы именно актеру детского театра. Его отличают мягкость и интеллигентность, доброжела­тельное отношение к окружаю­щим, всегдашнее желание по­мочь. Мне запомнился один дав­ний эпизод. Юрий Иванович, добравшийся на работу на обще­ственном транспорте, с грустью и с каким-то почти детским не­доумением рассказывал о пора­зившей его сценке: находив­шаяся в автобусе девочка ни с того ни с сего начала капризни­чать, толкаться, грубить окру­жающим. Вместо того чтобы на­кричать на девчушку, поставить ее на место - так поступил бы едва ли не каждый, - наклонив­шись к ней, он сказал: "Деточка, ну разве можно так себя вести!" Помнится, меня особенно пора­зило это практически исчезнув­шее из нашего лексикона обра­щение - "деточка", от которого повеяло ностальгическим ароматом домашнего уюта и уважения к человеку, заслуживающему такого отношения независимо от его возраста.
     В какой-то момент вечера на­ходившимся в зале предложили поднять руку, когда прозвучит цифра, соответствующая дли­тельности их знакомства с Юрием Долгих. Я выбрал цифру 30: именно тогда, в конце 1970-х годов, мне запомнился только что появившийся в труппе Куйбышевского ТЮЗа актер Юрий Долгих, который сразу стал неизменным заводи­лой на вечерах и капустниках, проходивших в Доме актера. Его жизнерадостная энергия бук­вально била ключом и сразу по­вышала настроение гостей.
Какие только роли не пере­играл Юрий Долгих на сцене Куйбышевского-Самарского ТЮЗа. В числе первых были Том Сойер и Малыш, Винни-Пух и Маугли. Их мне не довелось уви­деть: в наш ТЮЗ я начал регу­лярно ходить позже - с начала 1990-х годов, с горинской "Поми­нальной молитвы" - спектакля, ставшего знаковым для "Сам­Арта" и до сих пор не сходящего с его подмостков. И все эти годы где-то рядом - образ безалабер­ного бедолаги Менахема, кото­рого удивительно трогательно и проникновенно играет Долгих. Затем были сразу три роли, сы­гранные им в необычном, аван­гардистском спектакле "Папа, папа, бедный папа..." А.Копита -оба спектакля поставил Андрей Дрознин. Запомнились зажига­тельный, неуемный Панталоне в поставленном Георгием Цхвирава "Чудовище синем" по сказке КГоцци, роли, сыгранные Дол­гих в этапных для "СамАрта" "ан­самблевых" спектаклях Адольфа Шапиро "Бумбараш" и "Мамаша Кураж".
    Яркие страницы творческой биографии Долгих связаны с английским режиссером Аласдэром Рамсеем.. Артист сыграл Полония в поставленном им в «СамАрте» шекспировском «Гамлете», по приглашению его "Кливленд театр компани" рабо­тал в 1993 году в Англии, принимал участие в спектакле "Кентерберийские рассказы".
     Юрию Долгих, как и всем ак­терам "СамАрта", очень повезло: они работают с самыми раз­ными, но неизменно исключи­тельно талантливыми и само­бытными режиссерами, каждый из которых раскрывает в них но­вые грани таланта. Для меня на­стоящим откровением стала ювелирная игра Долгих в по­ставленном Александром Кузи­ным чеховском "Юбилее", где артист создал удивительный по своей острохарактерности и ко­мизму образ вечно раздраженного, обозлившегося, кажется, на весь мир банковского слу­жаки Хирина.
     Хороши и последние работы Долгих. В комедии А. Остров­ского "Таланты и поклонники" он играет князя Дулебова - че­ловека себе на уме, который, до­биваясь своего, обыденно дело­вит и циничен, так как уверен: его состояние поможет достичь цели. Как всегда Долгих доба­вляет своему персонажу тонкую острохарактерность - это свой­ственно его собственной актер­ской индивидуальности.
     В последней премьере "Сам­Арта" - гоголевском "Ревизоре" в постановке Александра Кузина Долгих играет попечителя бо­гоугодных заведений Землянику, создавая образ на редкость огра­ниченного, зловещего в своей "мелкоте" и готового кого угодно подставить человека. Не забыть, как при своем небольшом росте персонаж Долгих, одурев от страха, увивается за тоже невы­соким "важным" петербургским чиновником на полусогнутых ногах, как бы желая врасти перед ним в землю.
     Ныне Долгих заведует кафе­дрой актерского мастерства Са­марской академии культуры и искусств, выпускники которой составляют добрую половину се­годняшней труппы "СамАрта".
     Радуют и режиссерские ра­боты Долгих. В 2001 году был по­казан поставленный им спек­такль "Эй, ты, здравствуй!" - своеобразный римейк пьесы Г.Мамлина 1960-х годов. Спектакль, в котором главные роли сыграли выпускники академии культуры и искусств, тронул пронзительной интонацией чи­стоты и доброты, верности ро­мантическим идеалам.
В том же году состоялась пре­мьера спектакля "Записки рус­ского путешественника" по пьесе Евгения Гришковца. Его поставили Юрий Долгих и давний творческий партнер"СамАрта" известный московский актер Владимир Стеклов. Они же выступили в главных ролях этого спектакля, который стал своеоб­разным экспериментом: играть пьесу, написанную Гришковцом на себя самого и представляющую собой черёду ничем, каза­лось бы, не связанных один с другим эпизодов, событий, на­строений и душевных порывов, - не так-то просто.
     В 2006 году Георгий Цхвирава поставил в «СамАрте» пьесу сов­ременного драматурга Ивана Вырыпаева "Валентинов день", в которой - продолжение судеб ге­роев написанной Михаилом Рощиным в 1970-е годы пронзи­тельной пьесы о любви "Вален­тин и Валентина". Премьеру этой рощинской пьесы в постановке Юрия Долгих "СамАрт" показал через несколько дней после вы­хода "Валентинова дня". Ее сы­грали начинающие артисты - не­давние выпускники и студенты театрального отделения акаде­мии культуры и искусства. Оба эти спектакля составили своеоб­разную дилогию о любви.
     А на исходе 2007 года в самар­ском Доме актера был показан "гламурный" водевиль француз­ского комедиографа XIX века Эжена Лабиша "Мизантроп". Руководитель постановки - Юрий Долгих. "Мизантропа" можно считать детищем и ака­демии, и "СамАрта": наряду со студентами в нем заняты актеры театра - выпускники вуза.
Юрий Долгих хранит в душе благодарность своему педагогу на актерском отделении ГИ-ТИСа Светлане Леонидовне Собиновой - дочери выдающегося певца Леонида Собинова, жены известного писателя Льва Кас­силя. Однажды, во время одной из поездок в Москву, по пригла­шению Юрия Ивановича мне посчастливилось побывать в ее доме в Камергерском переулке, ощутить царящую в нем атмос­феру духовности и исконной ин­теллигентности. Эти качества су­мел сохранить в себе и сам Юрий Долгих. Хочется думать, что и воспитанники Юрия Ивановича - замечательного артиста и педа­гога, всегда будут относиться к нему с таким же уважением и пиететом.


Валерий Иванов