Вы здесь

Лаборатория "Молодая режиссура. Спекталь для маленьких"


«Возраст зрителя условно ограничим: «до 9-ти лет». Дальше начинаются подростки, и, на наш взгляд, стираются грани между «взрослым» и «детским» театром. Именно поиску языка, на котором с маленьким человеком можно говорить о самых сложных вещах, и будет посвящен семинар. Мы хотим понять, чем, по мнению режиссеров - участников семинара, художественный язык спектакля для маленьких отличается от языка взрослого спектакля». С 2006 года на базе театра «СамАрт» при финансовой поддержке Союза театральных деятелей РФ проводится театральная лаборатория «Молодая режиссура. Спектакль для детей».

Основные цели проекта: разработка технологии постановки детского спектакля и обучение участников лаборатории молодой режиссуры, проводимой на базе театра «СамАрт»; формирование нового творческого корпуса, способного осуществить художественный прорыв в области театрального искусства для детей; пропаганда идей по созданию полноценного художественного спектакля для детей среди творческого руководства театров.


Архив:

2006 год


В 2006 году руководители проекта - драматург, арт-директор фестиваля «Золотая репка» Михаил Бартенев (Москва) и театральный критик, продюсер Олег Лоевский (Екатеринбург) - заявили: «Мы хотим, чтобы, начиная с этого года, наша лаборатория стала базовой экспериментальной площадкой для молодых режиссеров, решивших попробовать себя в таком непростом театральном жанре, как спектакль для детей. Мы рассчитываем, что в 2008 году на фестивале будут представлены полноценные спектакли, поставленные сегодняшними участниками семинара. А в семинар придут новые молодые режиссеры с новыми идеями».

Первая лаборатория прошла в рамках Седьмого Всероссийского фестиваля театров для детей «Золотая репка». Участникам предлагалось выбрать небольшое стихотворение, позволяющее сделать по нему короткий рассказ. За три дня работы с актерами режиссер должен был приготовить по стихотворению два микро-спектакля: один – для взрослого зрителя, другой – для ребенка.

Участниками первого семинара стали петербуржцы Антон Безъязыков и Галина Бызгу.

На обсуждении работ режиссеры поделились своими соображениями относительно сомнительности такого понятия как «язык детского спектакля». Антон Безъязыков отметил, что нельзя, раскрывая тему произведения, как-то искусственно раздвоиться, высказывание может быть только одно. Безъязыков представил один спектакль по стихотворению О.Мандельштама «Одиночество». По мнению режиссера, язык композиции, которую он представил, должен быть понятен и детям и взрослым.

Антон Безъязыков, режиссер (г.Санкт-Петербург): «Меня очень заинтересовало задание, потому что мне любопытна работа в детском театре. То, что сегодня, к сожалению, происходит в ТЮЗах, зачастую не соответствует тому, что хотелось бы видеть. Поэтому я ввязался в эту, можно сказать, авантюрную историю, поэтому дал согласие на участие и поэтому очень долго об этом думал. В процессе работы столкнулся с проблемой, которая связана с рядом других проблем. Сделать две разных версии одного и того же стихотворения показалось очень сложным. Мы честно пробовали несколько вариан¬тов, несколько ходов, но, к сожалению, все время я сталкивался с тем, что, начиная делать детскую версию, я что-то брал из взрослой, а, начиная делать взрослую, что-то брал из детской. И начинал путаться. Разделить это я не смог. Почему? Я хотел бы в этом разобраться. Надо ли говорить с детьми о вещах, которые они заведомо не поймут? Если мы берем стихотворение для взрослых - должны понимать: оно написано для взрослых. Какой смысл ставить для де¬тей Гамлета?».

Галина Бызгу представила два отрывка по Д.Хармсу. Известные анекдоты о Пушкине были азартно разыграны актерами во главе с Розой Хайруллиной.

Галина Бызгу, режиссер (г.Санкт-Петербург): «Когда я приехала сюда, у меня было пять предположений на тему того, что это может быть. И уже накануне отъезда я поняла, почему Хармс - вариант, который можно расценивать как взрос¬лую литературу. Когда я увидела Розу Хайруллину, я сразу поняла, какой будет материал. И дальше мы стали честно пытаться сделать детский вариант и взрослый вариант. Буквально на вторые сутки стало понятно, что одномоментно делать два варианта, постоянно раздваиваться очень трудно. В какой-то момент тебя уже абсолютно не волнует, кому это посвящено: детям или взрослым, хотя определенная ориентация, конечно, была (хотелось, чтобы маленький человек это смог воспринимать). В результате получилось две пробы определенного материала. Правда, у меня это плохо разде¬ляется. Было безумно интересно этим заниматься».

2008 год


Творческая лаборатория для молодых театральных режиссеров заняла особое место и в программе Восьмой «Золотой репки». Участниками второй лаборатории стали режиссеры, художники и драматурги. Заданием лаборатории стало создание спектакля для детей на материале сказки А.Афанасьева «Курочка Ряба».

Организация работы лаборатории в 2008 году претерпела изменения, и группы, работающие над эскизами спектаклей, были вывезены на базу на берег Волги, где три дня и проходил собственно лабораторный процесс.

В первую группу вошли: режиссер Евгений Зимин (г.Санкт-Петербург), драматург Анна Богачева (г.Екатеринбург), артисты Алла Кривова, Роман Сидоренко, Владимир Мухтаров, Оксана Кушляева. Вторую группу составили режиссер Дмитрий Егоров (г.Санкт-Петербург), сценограф Фемистокл Атмадзас (г.Санкт-Петербург), артисты Мария Феофанова, Альмира Парпибоева, Вадим Вишневский и Бари Салимов. Третья группа: режиссер Юрий Алесин (г.Москва), драматург Нина Беленицкая (г.Москва), артисты Сергей Новиков, Олег Сенченко, Татьяна Наумова, Ольга Нюненкова.

Три версии сказки «Курочка Ряба» зрители и участники фестиваля смогли посмотреть 12 сентября на площадках Дома актера.

«Евгений Зимин и Анна Богачева пошли вслед за текстом. Сказку у них рассказывает цыплятам мама-наседка, студенты забавно изображают куриц и почему-то говорят на псевдодиалекте («ентот», «рубель»)» («Свежая газета»).

«Дмитрий Егоров в гротескной пантомиме развил афанасьевскую тему золотого тельца-яйца, выведя на сцену карикатурных персонажей: деда – лысого амбала, все жизненные силы которого сконцентрировались на мечте о золотых зубах, бабку – религиозную фанатичку с трясущейся головой, внучку – помешанную на женихах деревенскую девицу». («Петербургский театральный журнал»).

«В космической истории Юрия Алесина и Нины Беленицкой курица и мышь живут подопытными на станции «Русская изба». Ряба внезапно сносит огромное золотое яйцо, от которого летит в тартарары вся футуристическая обстановка. В неожиданно сентиментальном финале сначала вылупляется цыпленок, потом ББ (биологическая баба) забывает о том, что она робот, и начинает называть Деда в белом халате «мужем». После чего все улетают на Землю, где можно жить по-человечески» («Репортер»).

После показов прошло бурное обсуждение работ.



Олег Кленин, продюсер (г.Москва): « Хороший детский спектакль проистекает из того, что команде режиссера, актеров интересно, они что-то там себе варят. То, что на лаборатории ребятам интересно было работать - это видно. Все были увлечены. Первые две работы, какими бы скороспелыми они ни были, интересны и детям и взрослому зрителю. Что касается работы Мити Егорова, мне казалось, что она такая замудренная, что, не закончив начальную школу, здесь трудно разобраться. Не много шансов, чтобы дети там чем-то увлеклись. Это было интересно режиссеру и ребятам. Почему космическая версия (версия Ю.Алесина) интереснее всего детям – какая-то загадка».

Евгения Тропп, театральный критик (г.Санкт-Петербург): «Здорово, что за три дня можно такое сделать! Это действительно спектакли. Каждый со своими законами. Первая история пошла по пути именно той сказки, которую в самом начале прочитал Бартене - с дьячками, просвирнями. Вторая история параллельна «Курочке Рябе», но к ней нет претензий. В ней вот любовь торжествует. И третья сказка без слов меня порадовала, потому что в третий раз это слышать уже абсолютно не хотелось. Она, так или иначе, связана с темой «Курочки Рябы». Что там детям не понятно? Мои дети тоже мне часто говорят: когда мы вырастим, мы купит тебе вот такую-то машину. И тут у внучки одна мечта, у бабки другая. С помощью золотого яйца каждый в сказке мог помечтать о той же машине».

2009 год


Результатом третьей лаборатории, прошедшей в мае 2009 года, стала также постановка трех спектаклей. Молодым режиссерам был предложен список пьес (порядка 30 названий), как из классического репертуара, так и современных. В результате участники лаборатории выбрали следующий материал: пьеса современного немецкого драматурга Ульриха Хуба «У ковчега в восемь», пьеса современного российского драматурга Анны Богачевой «Про самого длинного червяка» и рассказы для детей Льва Толстого. Зрители лаборатории, в число которых входили маленькие зрители, представители российского детского театра (практики и теоретики), а также представители системы образования, смогли увидеть попытку продемонстрировать взгляд молодых режиссеров на то, каким должен быть детский спектакль.

«Стружковой достался немецкий текст «У ковчега в восемь» У.Хуба – очень интересная пьеса о трех пингвинах времен Великого потопа, получивших билеты на Ноев ковчег. Полина поставила со студентами СГАКИ спектакль-читку, внятный, психологичный, в хорошем темпе» («Репортер»).

«Вторая работа, изложенная Дмитрием Исаичевым, была примером того, как режиссер из банального текста делает нечто интересное. Исаичев, создавший по мотивам почти басенной истории из жизни насекомых яркий, подробный и живой мир, пожалуй, выслушал наибольшее количество комплиментов» («Волжская коммуна»).

Участники лаборатории-2008 Юрий Алесин и Евгений Зимин на этом семинаре приступили к работе над будущим спектаклем с артистами СамАрта. Ребята представили несколько этюдов по детским рассказам из Азбуки Льва Толстого.

В рамках лаборатории прошел семинар ведущего сотрудника Пушкинского дома, театрального критика Анны Некрыловой «Детский театр и фольклор: проблемы адаптации». Много вопросов Анне Федоровне задавали те, кто участвовал в прошлой лаборатории , так как предыдущие спектакли молодые режиссеры ставили на материале, более чем имеющем отношение к фольклору – на сказке «Курочка Ряба».

В октябре 2009 года в театре «СамАрт» прошла премьера детского спектакля «Азбука Льва Толстого», поставленного участниками двух лабораторий, прошедших в Самаре, - режиссерами Евгением Зиминым и Юрием Алесиным.

В июне 2010-го – состоялись премьерные показы выпускников третьей лаборатории - «Про самого длинного червяка» поставил Дмитрий Исаичев, а Полина Стружкова на малой сцене выпустила спектакль «Красная шапочка».

2010 год


В 2010 году 4-я самарская лаборатория молодой режиссуры прошла в рамках IX фестиваля театров для детей «Золотая репка». Основными участниками лаборатории в этом году стали студенты РАТИ (ГИТИС) – трое молодых режиссеров – Ольга Лапина, Никита Кобелев (мастерская О.Кудряшева) и Андрей Шляпин (мастерская Е.Каменьковича и Д,Крымова). В организации пространства постановок режиссерам помогал студент факультета сценографии Егор Федоричев.




На разбор материала и репетиции было дано три дня (участники лаборатории все это время жили на базе на другой стороне Волги).



Результатом проекта стала постановка трех спектаклей. На этот раз молодым режиссерам не был предложен список пьес, а материалы для постановки они выбирали сами. В результате увидели свет сценические версии сказки Туве Янссон «Хемуль, который любил тишину», притчи Тонино Гуэрра «Лев с седой бородой» и сказки из цикла Евгения Клюева, названой режиссером "СссТТТрРРааАШшШННнЫй СОН". Зрители лаборатории, в число которых входили маленькие зрители, представители российского детского театра (практики и теоретики), а также представители системы образования, смогли увидеть попытку продемонстрировать взгляд молодых режиссеров на то, каким должен быть детский спектакль.



2011 год


4 и 5 июня 2011г. в театре «СамАрт» прошли показы 5-й театральной лаборатории «Молодая режиссура. Спектакль для маленьких», организованной Союзом театральных деятелей РФ и Самарским ТЮЗом. Тема лаборатории-2011 - «сказка». На этот раз молодые режиссеры брали за основу особый литературный материал. Участники режиссерского курса п/р Анатолия Праудина – артисты «СамАрта» Павел Маркелов, Дмитрий Добряков, Ольга Агапова, Оксана Штанина и пом.режиссера Оксана Карташова – работали над фольклором разных стран. Режиссеры из Москвы Кирилл Вытоптов и Вера Попова взялись за авторские сказки.






Бессменные руководители лаборатории – драматург Михаил Бартенев (Москва) и театровед, театральный продюсер Олег Лоевский (Екатеринбург) – сразу после каждого показа усаживали маленьких зрителей в кружок и пытались вместе ответить на вопросы «детский ли спектакль сейчас нам показали?», «зачем Дед в «Репке» мыл полы и рисовал?», «доберутся ли Лягушки из японской сказки до места назначения?» и «стоит ли продолжать работать над всеми историями дальше?».



4 и 5 июня спектакли проходили нон-стоп; каждый день завершал круглый стол по обсуждению современной драматургии и режиссуры для детей. В экспертный совет на этот раз вошли критики Павел Руднев (Москва), Евгения Тропп (Санкт-Петербург), режиссеры Владимир Богатырев и Евгений Зимин, а также представители Кабинета детских театров СТД РФ Ольга Глазунова и Алексей Гончаренко. Первый полноценный спектакль по своей пьесе «Птица Феникс возвращается» смотрела драматург Ярослава Пулинович.



«Холодное сердце», реж. Оксана Карташова:



«Репка», реж. Ольга Агапова, Дмитрий Добряков:



«Пузырь, соломинка и лапоть», реж. Оксана Штанина



«Лягушка из Киото и Лягушка из Осака», реж. Павел Маркелов



«Птица Феникс возвращается», пьеса Я.Пулинович, реж. – Вера Попова



«Макарова месть», пьеса М.Бартенева, реж. – Кирилл Вытоптов

2012 год



В рамках X фестиваля театров для детей «Золотая репка» лаборатория молодой режиссуры проходила на базе Самарской академии культуры и искусств. Участниками лаборатории стали студенты выпускного режиссерского курса СПбГАТИ (мастерская Анатолия Праудина) Алексей Рассоховатский, Вадим Гусев, Евгения Никитина и Александра Мамкаева, а также студентка РАТИ (ГИТИС) (режиссура музыкального театра, курс Александра Бармака) Оксана Рыбалка.



П. Бекеш «Мудрый исправитель недостатков». Эскиз А. Рассоховатского
Фото из спектакля, портрет


Л. Чарская «Дочь сказки». Эскиз В. Гусева
Фото из спектакля, портрет


Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик». Эскиз Е. Никитиной
Фото из спектакля, портрет

Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками». Эскиз А. Мамкаевой
фото из спектакля, портрет

К. Драгунская «Денискины рассказы». Эскиз О. Рыбалка
Фото из спектакля, портрет

Также в рамках лаборатории прошла презентация новой пьесы современного голландского драматурга Пера Виттенболса «Сторожевая собачка». Над спектаклем-презентацией работала студентка Школы-студии МХАТ (курс К. Серебренникова) Евгения Беркович фото из спектакля, портрет

2013 год


1 и 2 октября 2013 года прошли показы 7-й театральной лаборатории молодой режиссуры.

Предметом изучения лаборатории все эти годы был спектакль для детей от 5 до 9 лет. В 2013-м году мы попробовали немного изменить курс, и в качестве темы семинара заявили «школьную пьесу». Этот термин был широко распространен в советское время и подразумевал драматургию о советских подростках, их школьной жизни.

Сегодня многое изменилось, исчезло из обихода, из сознания, но сама школа как социальный институт не появляется и не исчезает, но меняется изнутри. Сегодня драматурги крайне редко обращаются к теме школы. Есть много пьес о подростках, молодёжи, но они не затрагивают школьной темы, из них невозможно понять, как утроена сегодняшняя школа.

В рамках лаборатории мы пытаемся найти в потоке современной талантливой молодёжной драматургии то, что можно объединить под общим названием «школьная пьеса».

На 7-й лаборатории молодые режиссеры представили 4 эскиза:

«Тарантул, Мастер Каллиграфии» - над пьесой Анны Батуриной работал режиссер Алексей Логачев
Фото
«Учитель химии» - пьесу-рассказ Ярославы Пулинович поставила режиссер Юлия Беляева
Фото
«С тобой все кончено навсегда» - комедию Марка Равенхилла поставил режиссер Олег Степанов
Фото
«Четырнадцать плюс» - над своей пьесой работали Алексей Забегин и Владимир Антипов
фото


В работе лаборатории приняли участие драматург Михаил Бартенев (Москва), театральные критики Владимир Спешков (Челябинск) и Алексей Гончаренко (Москва).
Фото обсуждения

2014 год


Фото Обсуждение


В рамках XI фестиваля «Золотая репка» прошла 8-я театральная лаборатория «Молодая режиссура». За четыре дня молодые режиссеры с артистами «СамАрта» и студентами СГАКИ создали эскизы четырех спектаклей. Тема лаборатории 2014 года – классика.

Режиссер - АРКАДИЙ КОРОЛЕВСКИЙ
Эскиз - А. Чехов «Палата №6»
Фото спектакля
Портрет режиссера


Аркадий Королевский, режиссер: «Для меня лаборатория интересна тем, что здесь можно попробовать другой подход к режиссуре и не бояться провала, ведь нет ответственности за людей, процесс, есть только пространство для эксперимента, – в реальном театре места для ошибки нет… Мне было интересно исследовать в «Палате №6» Чехова тему природы насилия, то, как сегодня насилие перестает быть событием. Мы иногда слышим по телевизору о том, что разбился самолет, но никак на это не реагируем…»

Режиссер - РИКАРДО МАРИН
Эскиз - Е. Замятин «Пещера»
Фото спектакля
Портрет режиссера

Рикардо Марин, режиссер: «Козлов научил нас, режиссеров, полюбить актерскую профессию изнутри. И у меня отношение к актерам не было таким: «я – художник, а они – краски (то есть средства)». Я пытался перенять педагогический способ работы Козлова, я говорил студентам: «Давайте попробуем, давайте вместе. Ты что думаешь, как тебе кажется?» Если режиссер доверяет автору и не скрывает своего восхищения, говорит актерам: «Мне нравится всё, от начала до конца», то артистам это передается».

Режиссер - АРТЕМ УСТИНОВ
Эскиз - Г. Ибсен «Пер Гюнт»
Фото спектакля
Портрет режиссера

Святослав Альшанов, исполнитель роли Пер Гюнта: «Человек, который только-только окончил режиссерский факультет, берется за Ибсена. По мне, это смело! И готовится к репетициям как профессионал своего дела. Артем был полностью в материале. Ты задаешь ему какой-нибудь вопрос, а, оказывается, он уже давно над ним думает. Артем читал все переводы «Пер Гюнта». Он боялся этого текста и горел им. Да и я, прочитав пьесу, понял почему все хотят исполнять роль Пер Гюнта, как много там есть того, что играть. Я переживал за наш показ, весь текст у меня вылетал из головы, потому что на репетициях я понял, насколько высокий уровень задан».

Режиссер - АЛЕССАНДРА ДЖУНТИНИ
Эскиз - А. Чехов «Дядя Ваня»
Фото спектакля
Портрет режиссера

Алессандра Джунтини, режиссер: «Для меня было в новинку, что в формате лаборатории мы взяли классику, а не современную драматургию, а для себя я решила попробовать новый подход в режиссуре. Я шла на репетиции и знала: буду делать на уровне ощущений. Работала интуитивно, вместе с артистами, которые, наверное, ненавидели меня: я всегда приходила и предлагала безумные вещи. Например, говорила дяде Ване представить, что он – кипящий чайник, ну, а Елена Андреевна тогда будет холодильник. Я понимаю: в мире театра уже было многое, но лично для меня это было важно попробовать сделать самой, в серьезных постановках не всегда пойдешь на риск, а лаборатория - это витрина, демонстрация себя».